Новости медицины / Эндокринология | Опубликовано 23-10-2013

Эндокринология

Группа финских ученых заявила о том, что ею выявлена группа энтеровирусов, непосредственно ответственная за начало развития диабета 1 типа

Группа специалистов по диабету из университета Тампере (Финляндия) заявила о том, что ею выявлена группа энтеровирусов, непосредственно ответственная за начало развития диабета 1 типа. Речь идет о вирусах Коксаки, являющихся, в том числе, возбудителями менингита.

Авторы, чьи работы опубликованы в журнале Diabetes, утверждают, что уже разработали вакцину, специфически защищающую от инфицирования вирусами Коксаки и, соответственно, от диабета 1 типа и готовы начать ее клинические испытания.

Профессор Хейкки Хийоти (Heikki Hyöty) и его коллеги уже десять лет работают над гипотезой вирусной природы сахарного диабета 1 типа (инсулинозависимого), обычно возникающего в детском возрасте и связанного с гибелью вырабатывающих инсулин клеток поджелудочной железы (бета-клеток). Предполагается, что заболевание, в развитии которого определенную роль играет генетическая предрасположенность, имеет аутоиммунную природу, однако что является триггером, запускающим чрезмерную иммунную реакцию организма, до сих пор до конца не ясно.

В последние годы разными группами ученых, работающими независимо друг от друга, было найдено подтверждение тому предположению, что провоцирующим фактором, ведущим к началу процесса поражения бета-клеток, может служить энтеровирусная инфекция, что может объяснять рост распространенности диабета 1 типа. В частности, это было сделано британскими специалистами в 2009 году.

Однако какие именно разновидности энтеровирусов играют ключевую роль в этом процессе, что дает возможность разработки вакцины, группе Хийоти удалось точно установить только сейчас, в результате работы с данными двух масштабных исследований. В первом из них участвовали финские дети с генетической предрасположенностью к диабету 1 типа в возрасте от нуля до 15 лет, а во втором - дети с недавно диагностированным диабетом из пяти европейских стран. Авторы исследовали их биологические образцы на присутствие антител к 41 типу энтеровирусов и сравнивали с показателями контрольной группы.

В итоге было установлено, что с риском начала диабета 1 типа строго ассоциированы вирусы Коксаки типа B, в первую очередь штамм B1. В меньшей степени в этот процесс вовлечены штаммы B3 и B6.

Вирусы Коксаки (Coxsackievirus) - несколько видов РНК-содержащих энтеровирусов, которые хорошо размножаются в желудочно-кишечном тракте. Эта группа вирусов является возбудителями серозного менингита, энтеровирусного везикулярного стоматита («болезнь рука, нога, рот») и инфекционного миокардита (воспаления сердечной мышцы). Известно, что вирусы Коксаки типа В в первую очередь инфицируют сердце, плевру, печень, а также поджелудочную железу.

Как заявил Хийоти ресурсу Medical Daily, его группа уже разработала и успешно испытала на мышах прототип вакцины, специфически защищающий от инфицирования вирусом Коксаки штамма B1, а также от других родственных штаммов. Вакцинирование может предохранить от развития диабета 1 типа детей с высокой генетической предрасположенностью к инсулинозависимому диабету. Следующим шагом должны стать клинические испытания вакцины. Однако, по словам Хийоти, их тормозит дефицит денежных средств - по оценкам ученых, клинические испытания потребуют вложения порядка 700 миллионов евро, а такую сумму университет Тампере, даже при условии спонсирования со стороны американских и европейских фондов, выделить на эти цели не может.