Объявления

Новости медицины / Офтальмология | Опубликовано 28-10-2013

Офтальмология

Исследование: лечение катаракты без операции заключается в активизации защитных белков

Вылечить катаракту можно без хирургического вмешательства, установили немецкие ученые. В здоровом глазу свет проходит через роговицу и естественный хрусталик, преломляется и фокусируется на сетчатке.

Повреждения, заболевания, отсутствие хрусталика или возрастные процессы в нем делают невозможным нормальную фокусировку света и приводят к нарушениям зрения. Одним из таких нарушений зрения является катаракта - помутнение естественного хрусталика глаза. Одна из причин возникновения катаракты — изменения биохимического состава хрусталика, чаще всего связанного с возрастными изменениями в организме. Самый эффективный и надежный метод — хирургическая операция.

Однако в своей новой работе команда специалистов из технического университета Мюнхена обнаружила механизмы активации специальных защитных белков, которые препятствуют помутнению и слипанию хрусталика. Результаты исследования были опубликованы онлайн в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Ученые надеются, что их открытие поможет при разработке новых альтернативных методов лечения катаракты, которые не требуют хирургического вмешательства.

Определенные клетки в организме выполняют функцию сохранения прозрачности сфер. Они производят плотную массу белков, которые по показателям мощности соответствуют линзам, а именно, их способности менять фокусное расстояние - именно поэтому мы можем видеть как далекие так и близкие объекты одинаково четко.

Для преодоления проблемы затуманивания зрения, эти клетки производят защитные белки и одновременно устраняют производство абсолютно противоположных по действию других клеток. Производство белков начинается с зачаточного состояния, и клетки сохраняют способность производства на всю жизнь.

При этом клетки хрусталика должны содержаться в растворенном состоянии, иначе они слипаются и способствуют затуманенности зрения, характерного для катаракты.

В ходе исследования ученым удалось найти механизм, с помощью которого клетки могут постоянно сохранять белки в растворенном состоянии.

Белки хрусталика, альфа-кристаллины, присутствуют во всех клетках организма человека и делятся на две основные группы, которые препятствуют агрегации других белков - альфа-А-кристаллины и альфа-В-кристаллины.

В предыдущих исследованиях ученым удалось расшифровать молекулярную структуру одной из самых важных форм белка альфа-В-кристаллина. Белок состоит из 24 субъединиц.

“В своей работе мы обнаружили, что белки кристаллина распадаются на отдельные субъеденицы и каждая связывается с другими белками, предотвращая их слипание”, - объясняет Йоханнес Бюхнера (Johannes Buchner), ведущий автор работы.

Ученые также доказали и другое применение этого белка, а именно то, что он играет определенную роль в других клетках, например, он слишком активен в раковых клетках, что может способствовать их размножению. В этом примере, препарат может быть разработан для уменьшения активности белка.

По материалам Medical News Today