Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ*
Вероятно, соавторы Виктор Бирюков и Александр Черницкий пытались охватить все
аспекты школьной жизни, начиная с Раздела №1 «Куда податься после детсада?»,
продолжая его Разделом №2 «Зачем дообразовываться дома?» и – в качестве мощной
коды – завершая книгу Разделом №3 «Психология или парапсихология?».
Здесь полезно отметить, что книжка «Ребенок пошел в школу: чего ждать, что
делать, чем помочь» – уже 3-я в авторской серии Бирюкова и Черницкого. В
нынешнем году творческий тандем уже издал в том же ЭКСМО «Как воспитать ребенка
до детского сада: от 0 до 3» и «Детский сад и подготовка к школе: от 3 до 6»).
Кто знает, возможно, последуют и новые сборники «Советов опытных отцов»:
как-никак, у соавторов на двоих семеро детей и три внучки.
«Верные себе соавторы снова демонстрирует мамам и папам преимущество гибких
подходов к воспитанию, – сказано в издательской аннотации о книжке "Ребенок
пошел в школу". – И, как всегда, избегают многословия: все советы кратки,
разумны, опираются на богатый жизненный опыт и здравый смысл. Книга поможет
разобраться не только с организацией учебы, но и детского досуга, занятий
спортом, откроет тайны детской дружбы и любви, поможет грамотно подойти к
половому воспитанию, научит азам конфликтологии. Авторы не увиливают от
"неудобных" тем, "деликатных" вопросов: ведут разговор прямо и по существу».
Занятно, что предисловие к книге написано Викторым Ильиным, доктором
философских наук, профессором МГУ имени М.В. Ломоносова, известным
исследователем науки, специалистом по теория познания (т.е. эпистемологии,
одного из разделов философии) и социальной философии. Из университетской школы
В.В. Ильина вышли 5 докторов наук, около 90 кандидатов; им опубликованы более 30
книг и свыше 200 научных статей. Не правда ли, уже сам факт интереса маститого
ученого вызывает повышенное внимание к книге?
Не имея возможности подробно излагать содержание всего текста произведения, –
надеемся, читатель сделает это самостоятельно – кратко приведем фрагменты
книжных Советов, которых всего 42. Таким образом читатель получит краткое
представление обо все произведении в целом.
Вот, к примеру, выдержка из Совета №1: «На этапе начального школьного
образования безопасность ребенка несравненно важнее "продвинутости" конкретной
школы. Поэтому лучше выбрать школу поближе к дому, по пути в которую не нужно
переходить улиц».
А вот из Совета №2: «Зачастую родители не объясняют ребенку самых простых
вещей на том основании, будто тот не в силах эти вещи назвать. Мол, не может
произнести слов, значит, – не понимает их значения. Распространенная
воспитательная ошибка!»
Совет №3: «В одном из муниципальных садиков Москвы горе-активисты заложили в
смету родительских расходов закупку коробок с вином аж в... Италии: мол, оно там
очень вкусное. Но, во-первых, итальянские вина свободно продаются в Москве.
Во-вторых, никто не доказал, что вино из других стран непременно хуже.
В-третьих, рождается подозрение, что кто-то из "интересантов" данного побора
имеет знакомого, занимающегося импортом вин в Россию... Особый размах
деятельность поднаторевших вымогателей получит в школьные годы вашего чада».
Из Совета №4: «За "высокими буграми" поборы исчислены и зафиксированы вплоть
до самого последнего цента за-ко-но-да-тель-но: сколько, куда, на что будет
потрачено в каждом классе (в 1-м, 2-м, 3-м и т.д. вплоть до последнего).
Понятное дело, что все проходит по безналу: никакого кэша "из рук в руки"».
Цитируем Совет №5: «Трудно поверить, но мы оба, соавторы данной книжки, в
одиночку отправлялись на улицу играть со сверстниками еще будучи детсадовцами. В
школу первоклашками ходили сами, да еще булочки покупали по дороге. Оно и
неудивительно, если даже в поездках к теплым морям советские люди мирно ночевали
в своих "москвичах" да "жигулях" на окраинах кавказских сел».
Кусочек из Совета №6: «Все предметы хороши – не выбирай на вкус! Конечно,
школьные программы несовершенны, их отличает кондовый консерватизм, который
неизбежно конфликтует с высоковолатильной современностью. В частности, у нас нет
уверенности, что в XXI веке школьников следует пичкать литературой XIX века, как
в советскую эпоху. И все-таки лучше придерживаться хоть какой-то программы, чем
не иметь никакой».
Фрагмент Совета №7: «Кого-то из учителей превозносят и обожают, а кого-то
опасаются и даже презирают. Но сменить педагога обычно не в нашей власти:
приходится общаться с тем, кто "подарен судьбой". Делайте это уважительно, ибо
перед нами, конечно, не бог, но и не дворник, не таксист, не продавец».
Из Совета №8: «В 11–12 лет детки вроде бы еще малы, но покалечить друг дружку
могут уже всерьез. Школьный хейзинг превращает в отраву не только учебу, но и
все детство. Тут мощный конфликт интересов: одни идут в школу учиться, другие –
развлекаться. Поэтому с насилием в классах, коридорах и дворах должна вестись
непримиримая борьба, возглавить которую обязаны родители. Учителям-то лишняя
проблема ни к чему – они предпочитают ее не замечать».
Кусочек Совета №9: «Богачу легче стать еще богаче, чем бедняку – выбиться из
нищеты: "деньги идут к деньгам". Так и с оценками: тройки "идут" к тройкам, а
пятерки – к пятеркам. Троечнику сложнее получить одну четверку, чем отличнику –
несколько пятерок. Отличник привык работать, т.е. он рационально относится ко
времени. Если ребенок отлично учится в обычной школе, он будет прекрасно
успевать и в "музыкалке", и в "спортивке", и в "танцевалке", и в "художке". При
этом у него еще останется время на мытье посуды, игры с друзьями, телевизор и
компьютер. Даже картошки успеет начистить...»
Цитата из Совета №10: «Величайшая из тайн состоит в том, самый большой
обидчик одноклассницы в нее же и влюблен, ан смелости рассказать ей о своем
чувстве у него не хватает. А вот мальчик, который не дергает девочку за волосы и
не ломает ее телефона, к ней равнодушен».
Совет №11: «Красавица получает максимум мужских предложений: казалось бы, ей
легче сделать верный выбор, чем невзрачной "мышке". Однако непривыкшая трудиться
"королева класса" не разбирается в людях и неспособна просчитывать последствия
своих поступков. В мужья она выберет не самого честного, смелого, умного.
Пожалуй, ей понравится тот, кто оттеснит соперников, – самый наглый, задиристый
и бессовестный. Такой брак кончится не добром, а скорым разводом».
Из Совета №12: «Можно с достойным лучшего применения азартом ограждать
ребенка от просмотра фильмов со сладострастными утехами, но все родительские
усилия на этом направлении неизбежно пойдут прахом. В ответ школьник примется
экономить карманные деньги и покупать на них диски с "запрещенными" фильмами,
побежит разглядывать "интим" в гостях у друзей или в пунктах коллективного
доступа к Сети».
А вот «крохотка» из Совета №13: «Поколения интеллектуально и духовно все
меньше отличаются друг от друга: жертвами моды уже являются большинство живущих.
Эти лица либо попросту лишены индивидуальных эстетических пристрастий, либо
опасаются их демонстрировать ввиду сомнений в надежности собственного вкуса».
Совет №14: «Почти у всех нищих стариков имеются потомки. Только вырастить их
в уважении к старшим сами старшие так и не удосужились. Ну, а теперь пожинают
плоды неверной воспитательной стратегии. Мелким бисером стелились сегодняшние
старички перед своими детьми и внуками, любой их каприз старались исполнить,
позволяли им о себя ноги вытирать, пенсии до последней копеечки отдавали,
квартиры отдаривали, а уважения так и не заслужили».
Фрагмент Совета №15: «Во-первых, без регулярных домашних занятий с ребенком
проку от его учебы будет немного, именно поэтому в первые школьные годы не
очень-то и важно, в сильную или слабую школу он ходит. Во-вторых, со стартом
школьной жизни организация детского досуга ложится либо на улицу, либо на
бабушек-дедушек, либо на маму с папой: выбирайте. В-третьих, ребенок заведомо не
превратится в атлета на уроках "физры", для этого надо долгими годами
тренироваться в спортивных секциях, клубах или ДЮСШ».
Из Совета №16: «Достаточно взять в руки атлас и проверить, как ваш ученик
подготовился к вашему домашнему занятию. Попросите дочь или сына перечислить
наизусть все страны Африки или иной части света, а затем укажите на допущенные
ошибки. Потом назовите город и предложите указать страну, столицей которой он
является: "Каир?" – "Египет". И наоборот: родитель произносит страну и просит
назвать столицу: "ЮАР?" – "Претория". Ну, а для того, чтобы представлять мир в
его неразрывном единстве, ребенку нужно уметь перечислить всех соседей каждого
заметного государства».
Часть фрагмента Совета №17: «И в книжных магазинах, и в интернете доступны
адаптированные для школьников более или менее удачные пересказы мифов разных
стран и эпох. В частности, одним из соавторов этой книжки несколько лет назад
опубликованы "Мифы народов мира для детей" и "Большой мифологический словарь"
(рассчитанный на взрослую аудиторию, но также далекий от академического
занудства)».
Кусочек Совета №18: «Чем больше Homo Sapiens меняется, тем больше он не
меняется: словно при древних египтянах или римлянах мы живем в эпоху тотального
инфантилизма. Психология отталкивает своей кажущейся сложностью, воспитание
подменяется едой да игрушками, гороскопы печатаются в ведущих газетах, внешность
и даже подвиды инопланетян обсуждаются по ТВ и в солидных офисах, а самыми
рейтинговыми телепередачами являются мыльные оперы. В итоге воспроизводство
взрослых недорослей продолжается из поколения в поколение».
Из Совета №19: «История любой религии укрывает в себе целую тьму вопросов.
Так, не факт, что казнь Иисуса состоялась на холме Голгофе близ Иерусалима,
поскольку резиденция римских прокураторов находилась в городе Кесарии, а решение
о казни принимал, как известно, прокуратор Понтий Пилат. Выходит, распятие на
Голгофе – вымысел, легенда? Нет точного ответа! Или такая загадка: чем торговали
люди, которых Иисус изгнал из Иерусалимского храма? Пока ученые предполагают,
что то были жертвенные животные...»
А вот кусочек Совета №20: «Воспитание правильно работает лишь в сплаве с
образованием. Какой прок листать школьный дневник и раз за разом убеждаться, что
ребенок – троечник, фактически двоечник? Ну, а четверочник – это на самом-то
деле троечник».
Фрагмент Совета №21: «Состоятельные господа со всего света частенько
отправляют своих чад в дорогущие зарубежные школы. А родители скромного достатка
редко догадываются, что их ребенок может бесплатно учиться в самых развитых
странах. Например, в США давно действует программа FLEX (т.е. Future Leaders
Exchange – «Обмен лидерами будущего»), по которой иностранные дети целый год
обучаются в обычной американской школе, проживая в средней американской семье».
Из Совета №22: «Если школы в США слабенькие, то отчего же вузы там
сильненькие, чего стоит только Лига плюща, как называют 8 университетов с
высочайшим уровнем обучения?.. А дело в том, что поднебесные стандарты жизни,
легкость трудоустройства (даже в условиях кризиса) и простота ведения малого
бизнеса в США позволяют достойно существовать лишь со средней школой за плечами.
Поэтому в университеты рвутся ребята с очень мощной мотивацией к учебе; рвутся
не за «корочками» (как у нас), а за знаниями, открытиями, премиями, степенями».
Цитируем Совет №23: «Мы не сторонники получения высшего образования при
проживании в квартире с родителями (а не в общежитии). Как ни крути, а сие
способствует консервации инфантилизма, т.е. детскости. Маменькины девочки и
сыночки редко становятся лидерами, а, напротив, так и норовят вырваться из
отчего дома в "общагу", чтобы вдохнуть полной грудью воздуха студенческой
вольницы. Их кумирами становятся гораздо более самостоятельные, "понаехавшие"
сверстники».
Из Совета №24: «Самая ценная продукция информационной эпохи – знания. Сегодня
их общечеловеческий объем полностью обновляется за 5–6 лет, в то время как лет
сто назад этот период составлял лет 20–30. Смотрите-ка, что получается: пока
ребенок учится в школе, программы безнадежно устаревают. В такой ситуации
аттестат зрелости выдается заведомо отставшему от жизни молодому человеку».
Фрагмент Совета №25: «Многим родителям даже в голову не приходит занять детей
спортом. Мол, в школе есть уроки «физры» – вот и ладно. Между тем "физра" –
отнюдь не спорт. Это "ширпотреб": нечто общедоступное, но малоценное, своего
рода попса. Как и вся средняя школа, преподаватель физкультуры трудится в
основном ради троечников, лишь бы кое-как перетаскивать их из класса в класс. А
со спортивными ребятами проблем нет – они учителя и не интересуют».
Из Совета №26: «Договоритесь с отпрыском, что на минутку – ну только на одну
минуточку – переключите канал на какую-нибудь телевизионную игру. Конечно,
отупляющие викторины для известных музыкантов и актеров не годятся. Зато "Что,
где, когда?" – в самый раз. Призовите школьника задуматься над очередным
вопросом, попытайтесь вместе с ним найти правильный ответ: авось, Микки-Маус и
забудется. В конце концов просто предложите сыграть в шахматы, ведь ребенок
нередко утыкается в телевизор оттого, что, по его мнению, перестал интересовать
собственных родителей».
О Совете №27: «Скажем одну "ужасную" вещь. Нам безразлично то, что именно
станет читать ваш ребенок (ну, за исключением, понятное дело, литературы
порнографической либо экстремистской, разжигающей вражду между людьми): лишь бы
читал!».
Из Совета №28: «В России повелось, что учителя, медсестры, родители паникуют
от кашля, насморка или слегка повышенной температуры ребенка. Его сразу гонят
прочь: звонят домой, до прихода мам и пап запирают в изоляторе (!), а вернуться
в коллектив дозволяют лишь со справкой участкового педиатра. Ну, а уж бабули
попросту впадают в транс, когда из соседней песочницы доносится детское чихание.
Между тем педиатр, как правило, выдает справку о выздоровлении молниеносно,
поскольку профессионально информирован».
От Совета №29: «Обычно проще и дешевле избежать борьбы, чем выиграть ее. Но
дети – народ горячий и чуть что лезут в схватку. Объясните ребенку: если он еще
не вступил в борьбу, то не может ее и проиграть. Если девочка не поругалась с
подругой, они еще не превратились во врагов. Не поспорить же с тем, что школа
существует для того, чтобы в ней учиться, а не воевать».
Фрагмент Совета №30: «Слово "очкарик" стало ругательным вроде "чужак", "не
наш", "слабак", "умник". Так неграмотные доказывали: чтобы хорошо жить,
необязательно владеть письменностью. В ходе захвата Камбоджи в 1975 году
"красные кхмеры" убивали всех очкариков, чтобы некому было читать "вражескую"
литературу. Да и в русском языке слово "ботаник" по сей день носит презрительный
оттенок».
Фрагмент Совета №31: «У "чистого" холерика мысль, образно говоря, носится с
бешеной скоростью, почти не спотыкаясь при этом об извилины мозга. Такие люди
полезны при выполнении небольших конкретных заданий: они ведут за собой
остальных, когда требуется осилить дело кратким и решительным штурмом. Однако
если атака затягивается, холерикам надоедает в ней участвовать и тогда их самих
придется подбадривать следующим "по шустрости" – сангвиникам. Неудивительно, что
холерикам следует избегать некоторых профессий: так, при автовождении эти
торопыги часто попадают в ДТП. Что же касается сангвиника, то у него скорость
передачи по нервам сигналов от рецепторов и ответных команд мозга несколько
ниже, чем у холерика, благодаря чему реакции сангвиника на внешние вызовы точнее
и содержат меньше ошибок... Сангвиник – оптимальный тип нервной деятельности,
характеризующийся способностью легко переключаться с одного занятия на другое
(быстрая возбуждаемость, интеллектуальная подвижность напоминают холерика), и
целеустремленностью, умением доводить начатое до конца (психическая выносливость
напоминает флегматика, о котором речь пойдет ниже). Сангвиник подвижен и горяч,
это легко увлекающийся и впечатлительный человек, стремящийся сразу же исполнить
задуманное. Данный тип преобладал, например, в темпераменте поэта М. Лермонтова
и полководца Наполеона I. Сангвиники быстро соображают и подолгу не устают, что
позволяет им возглавить дело после того, как холерики утратили к нему интерес.
Ну, а уж когда и сангвиники выдыхаются, атакой успевают увлечься флегматики...»
Фрагмент Совета №32: «У флегматиков скорость передачи по нервам сигналов от
рецепторов и ответных команд мозга заметно ниже, чем у сангвиника. Поэтому
реакции флегматика еще точнее и содержат меньшее число ошибок, чем у холерика.
Однако на некоторые сигналы мозг флегматика вообще не успевает обратить
внимание. Так, флегматику трудно вести разговор сразу с несколькими людьми – он
воспринимает лишь то, что говорит кто-то один».
Из Совета №33: «Трудами гениального австрийского психиатра Зигмунда Фрейда и
его швейцарского ученика Карла Густава Юнга родилась современная психология.
Заодно вот этот самый мудрейший Юнг (предавший, кстати сказать, Фрейда, но сие
уже совсем другая история) и поделил всех нас с вами на экстравертов и
интровертов».
От Совета №34: «В результате дурного воспитания формируется ярко выраженный
психический инфантилизм (латинское infantilis – младенческий, детский), т.е.
незрелость взрослого с виду человека, который, в сущности, остался большим
ребенком. Неудивительно, что у взрослых с виду людей психологический возраст
слабо коррелирует с возрастом физическим, т.е. личность может быть носителем
одной и той же – равной – инфантильности и в 40, и в 60, и в 80 лет. Но как ни
крути, дорога к успеху пролегает через взрослость, поскольку одаренные и
трудолюбивые, но крайне незрелые, люди сами перечеркивают свои способности,
изобретения, открытия, бизнес».
Из Совета №35: «В отличие от инфантилов, навигатор с легкостью признает свои
ошибки, поскольку нуждается в конструктивной критике, чтобы корректировать
жизненный курс. Сами того не осознавая, инфантилы живут по командам и в
интересах редких навигаторов. Взгляните сами: не выросший из детских штанишек
взрослый полагает чужую душу точным слепком со своей собственной, чем
предопределяет себе судьбу неудачника. И вот ведь что удивительно: многие ребята
принципиально, упорно не желают взрослеть, годами холят и лелеют свой
инфантилизм».
Фрагмент Совета №36: «Русские отстроили самую большую в мире страну, а в ее
рамках – великую культуру. Повод для патриотизма? Несомненно! Одновременно
предки оцивилизовали множество народов: дали им православие (взамен дикарских
языческих культов), профессии, письменность, технику и прочее. Простор для
патриотизма? Да! Деды и прадеды создали самодостаточную промышленность. Так,
СССР производил решительно все, от игрушек до атомных бомб. Ну как же этим не
гордиться?».
От Совета №37: «Гениальный Эйнштейн, на глазах которого национализм
становился на ноги, назвал его "корью человечества". После разгрома германского
и японского национализмов во 2-й мировой войне казалось, будто человечество
переболело этой "корью", приобретя к ней устойчивый иммунитет. Однако еще до
расцвета глобализации (когда представители разных наций стали интенсивно
перемешиваться благодаря миграции и национализм вспыхнул с новой силой) он
демонстрировал свой звериный оскал в разных точках планеты».
Фрагмент Совета №38: «Во взрослой жизни ребенка поджидает тот же набор, что и у
взрослых: "звезды", "предпочитаемые", "пренебрегаемые", "изолированные" и
"отверженные". Практически в любой группе из 30 человек на каждой ступеньке
стоят столько же взрослых, сколько и ваших одноклассников. Для групп другой
численности и распределение по ступенькам другое. Но так или иначе большинство
людей занимают промежуточное положение между малочисленными лидерами и
малочисленными изгоями».
Из Совета №39: «Кто же такие "отверженные"? Их имена социологи устанавливают
с помощью дополнительного вопроса: "С кем ты не хочешь сидеть за партой?".
Названная в ответ на такой вопрос фамилия и является отрицательным выбором (в
социологии ответ на вопрос "С кем ты хочешь сидеть?" служит положительным
выбором). Как видите, "отверженные" входят составной частью в число
"изолированных"».
От Совета №40: «Если в школьном классе верховодят троечники, то даже хорошистам
и отличникам приходится идти у них на поводу. Вы и глазом не моргнете, как ваш
умный, отлично успевающий, вежливый, аккуратный, спортивный человечек внезапно
отупеет, примется хамить, материться и гнусно хохотать над сальными шутками
приятелей, а всякое желание трудиться подменит страстью к самым убогим
развлечениям. Ох и страшна же толпа!»
Фрагмент Совета №41: «Из либидо проистекают наши интересы, убеждения, идеалы,
совесть. У животных ничего подобного не встречается; они живут, подчиняясь
данным от рождения правилам поведения – инстинктам. Поэтому человек, выросший
без человеческой речи и воспитания, никогда не станет личностью, т.е.
обладателем сознания. Маугли – сказочный герой: в реальности среди волков
вырастет полный идиот – человек без личности. У него не будет ни либидо, ни
желаний, ни интересов – только инстинктивные стремления есть, пить,
испражняться, спать, тупо и неизбирательно совокупляться. Личностью обладают
лишь люди со здоровой психикой».
Кусочек Совета №42: «Обилие "друзей" своего пола – верная примета
инфантильности. Школьникам свойственно сбиваться в однополые стайки, чтобы
увереннее себя чувствовать: плечо приятеля помогает подавить ощущение
собственной неполноценности. Ведь входя во взрослую жизнь, тинэйджер сомневается
в себе, стесняется каждого своего шага. У гетеросексуалов подобная детская
"гомосексуальность" с возрастом исчезает без остатка: взрослый мужчина
предпочитает общество женщины, а взрослая женщина – общество мужчины».
В заключение констатируем: книга удалась, став заметным явлением
отечественной педагогической литературы, – по крайней мере, на взгляд вашего
рецензента.
«После ее прочтения и у юных родителей, и у бабушек с дедушками поменяется
оптика: они увидят школьные годы ребенка по-новому, – отмечает выше упомянутый
автор предисловия проф. В.В. Ильин. – Хорошо, если это произойдет раньше, на
пороге 1-го или 2-го класса. Тогда с самого старта школьная жизнь потечет
наивернейшим образом».
Ну, а каждый читатель вправе высказать свою точку зрения о книге
самостоятельно. Приятного и полезного вам чтения, дорогие родители!
Подготовила Наталья ПАШКЕВИЧ
___________________________________________________
*Виктор Бирюков, Александр Черницкий. Ребенок пошел в школу: чего ждать, что
делать, чем помочь. От 7 до 10 (Советы опытных отцов). – М.: ЭКСМО, 2013. – 224
с. ISBN: 978-5-699-66300-2