Новости медицины / Педиатрия и неонатология | Опубликовано 31-10-2013

Педиатрия и неонатология

Бедность разрушает детский мозг

Бедность влияет на физическое развитие мозга, установили ученые в своем новом исследовании, опубликованном в журнале JAMA Pediatrics.

Ученые из Медицинской Школы Вашингтонского Университета в Сент-Луисе изучали проблему влияния социальной среды на умственную деятельность человека.

Специалисты анализировали деятельность мозга 305 детей в возрасте от 6 до 10 лет с помощью МРТ (магнитно-резонансной томографии).

В результате анализа на проверку когнитивных функций ученые выяснили, что дети с низким социально-экономическим статусом продемонстрировали худшие результаты по сравнению с детьми со средним социально-экономическим статусом.

Все дело в том, что по сравнению с детьми из благополучных семей у детей из бедных семей был меньше размер двух областей мозга — миндалины мозжечка, отвечающей за эмоциональное здоровье человека, и гиппокампа, участвующего в формировании эмоций и переходе памяти из кратковременной в долговременную.

“Детство, полное лишений, влияет на физическое развитие мозга и дает ребенку ущербный интеллектуальный потенциал. Мы считаем, что дети с низким и средним экономическим статусом имеют совсем иное представление о мире”, - комментирует Джоан Льюби (Joan Luby), ведущий автор работы. “ Именно бедность и связанные с ней стрессовые ситуации (от частых смен школ до неблагоприятной атмосферы в семье) влияют на изменения в структуре мозга”.

В другом исследовании специалисты выдали родителям бумаги для заполнения, а детям — сверток в подарочной упаковке, который они не могли открыть, пока не освободятся взрослые. Спровоцировав необходимую ситуацию, когда ребенку не терпится открыть подарок, ученые следили за реакцией родителей. У детей, родители которых во время эксперимента были терпеливы, изменения в строении мозга были меньше, чем у тех испытуемых, родители которых не продемонстрировали "таланта" к воспитанию.

Сканирование также продемонстрировало, что у детей, живущих в нищете, меньше белого и серого веществ в мозге.

Серое вещество - главный компонент центральной нервной системы человека, включающий клеточные тела нейронов, нейропиль, глиальные клетки, а также капилляры. Противопоставляется белому веществу мозга, не содержащему тел нейронов и состоящему главным образом из пучков миелиновых волокон. Цветовая дифференциация белого и серого вещества нервной ткани обусловлена белым цветом миелина.

Белое вещество связано со способностью мозга передавать сигналы между клетками и структурами, в то время как серое вещество напрямую связано с интеллектом.

Авторы считают, что изменения в строении мозга, вызванные стрессом в детстве, могут привести к депрессиям, трудностям в учебе, неспособности справиться с психическим напряжением в будущем ребенка.

По материалам Medical News Today