Новости медицины / Инфекционные болезни | Опубликовано 15-11-2013

Инфекционные болезни

Цинк может уничтожать смертоносные бактерии

Цинк убивает смертельно опасные бактерии пневмококков, установили австралийские ученые в своем новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Chemical Biology.

Ученые из Университета Аделаиды и Университета Квинсленда выяснили, что цинк способен заставить голодать одну из наиболее вредоносных бактерий в мире, лишив ее возможности потреблять важнейший для ее диеты металл.

Пневмококк (Streptococcus pneumoniae) - это особый микроб, который поражают людей повсеместно, им болеют и взрослые, и дети, но последние чаще – так как у них еще слаб иммунитет. Пневмококки убивают до миллиона человек в год: они вызывают пневмонию, менингит и другие опасные инфекционные заболевания.

В своей работе специалисты открыли новый путь блокирования антибактериальных агентов в борьбе с пневмококком. Известно, что для проникновения в организм бактерии необходим марганец. В результате анализа эксперты обнаружили, что цинк воздействует на транспортный белок (PsaBCA) пневмококков и мешает им поглощать марганец.

“Давно известно, что цинк играет важную роль в защитной способности организма от бактериальных инфекций. Однако нам впервые удалось доказать, что цинк действительно способен блокировать опасные бактерии”, - отмечает доктор Кристофер МакДэвитт (Christopher McDevitt) из Университета Аделаиды, ведущий автор исследования.

“Эта работа охватывает области химии, биохимии, микробиологии и иммунологии на атомном уровне: транспортный белок уничтожает значимый металл марганец и при этом уязвим по отношению к другому металлу – цинку”, - комментирует профессор Бостьян Кобе из Университета Квинсленда, соавтор исследования.

Результаты исследования также продемонстрировали, что транспортный белок связывает металлы с помощью своего рода «пружинного молота». Различия в размере атомов заставляют этот механизм связывать их по-разному. Атомы цинка малы - когда он связывается с транспортером, тот слишком плотно его обхватывает, из-за чего важнейшая «пружина» в белке слишком сильно раскручивается, механизм ломается и больше не способен принимать марганец.

“Без марганца, эти бактерии не задерживаются в организме – иммунная система их уничтожает. Полученные результаты позволят разработать новые лекарственные средства, нацеленные именно на блокировку жизненно важных транспортных белков”, — заключает доктор МакДэвитт.

По материалам Eurekalert