Новости медицины / Иммунология | Опубликовано 29-11-2013

Иммунология

Марихуана помогает при лечении аутоиммунных заболеваний

Главный ингредиент марихуаны тетрагидроканнабинол может помочь при лечении пациентов с аутоиммунными расстройствами, выяснили американские ученые. Результаты новейшего исследования были опубликованы в журнале Biological Chemistry.

Марихуана – психоактивное средство, получаемое из конопли. Воздействие на организм человека связано с содержащимися в конопле психоактивными веществами (каннабиноидами), самый действенный из которых — дельта-9-тетрагидроканнабинол. На протяжении последних десятилетий ученые пытались понять, каким образом марихуана может изменять иммунные функции. И только сейчас ученые из Университета Южной Каролины обнаружили, что компоненты марихуаны подавляют воспаление и тем самым повышают резистентность организма к определенным заболеваниям.

В ходе исследования специалисты вводили лабораторным мышам тетрагидроканнабинол и анализировали мРНК животных, которые играют важную роль в регуляции экспрессии тех генов, транскриптами которых эти РНК являются. Изменение экспрессии мРНК может стать ключом к успешному лечению аутоиммунных заболеваний.

В результате анализа было обнаружено, что из 690 мРНК, 13 были сильно изменены тетрагидроканнабинолом. Как известно, мРНК значительно влияют на иммунную систему, играя роль тормозов, работающих в отношении более 60% всех экспрессируемых генов.

Однако при повышенной активности мРНК ген подавляется полностью, а при "выключенной" мРНК экспрессия гена, напротив, повышается до неадекватных значений.

“Результаты работы продемонстрировали, что марихуана способна снимать воспаление, став методом лечения целого ряда аутоиммунных расстройств, включая артрит, рассеянный склероз и диабет первого типа”, - отмечает доктор Венкатеш Хежд (Venkatesh Hegde), ведущий автор работы.

В других исследованиях упоминалось, что мРНК регулируют развитие, функции, дифференцировку иммунных клеток, в том числе и миелоидных клеток. Доктор Хежд изучил мРНК 690 – ее экспрессия сильно возрастала в ответ на введение тетрагидроканнабинола. Как оказалось, эта мРНК воздействует на важный белок - C/EBP альфа. Этот белок активизирует клетки MDSC, подавляющие воспаление. А "выключение" мРНК-690 обращало эффект тетрагидроканнабинола вспять.

Аутоиммунные заболевания - это класс разнородных по клиническим проявлениям заболеваний, развивающихся вследствие патологической выработки аутоиммунных антител или размножения аутоагрессивных клонов киллерных клеток против здоровых, нормальных тканей организма, приводящих к повреждению и разрушению нормальных тканей и к развитию аутоиммунного воспаления.

По материалам Medical News Today