Новости медицины / Фундаментальная медицина | Опубликовано 10-12-2013

Фундаментальная медицина

Тип клетки можно изменить с помощью транскрипционного фактора

Клетки не могут изменить свой тип после специализации – другими словами клетка сердца никогда не станет клеткой головного мозга. Однако команда специалистов из Университета Санта-Барбары в Калифорнии нашла способ изменения типа клетки посредством процесса под названием трансдифференциация. Результаты новейшего исследования были опубликованы в журнале Development.

В ходе работы ученые, используя Caenorhabditis elegans (свободноживущая нематода) в качестве экспериментальной модели, преобразовали клетки глотки круглого червя в клетки кишечника за один этап на основе фактора транскрипции ELT-7. Каждая клетка имеет генетический потенциал стать любого типа. Тем не менее, история развития клетки и сигналы, которые она получает, изменяют факторы транскрипции и определяют будущий тип клетки. Фактор транскрипции – белок, контролирующий процесс синтеза мРНК на матрице ДНК (транскрипцию) путем связывания со специфичными участками ДНК. Фактор транскрипции регулирует активацию генов.

“Это открытие поразительно, поскольку ранее считалось, что изменение идентичности клеток может быть только на ранних стадиях эмбрионального развития”, - комментирует Мисти Риддл (Misty Riddle), ведущий автор работы. “Клетки-предшественники, которые мы изменили, могут быть модифицированы и перепрограммированы в соответствии с результатами нашего тестирования”.

В настоящее время основной задачей регенеративной медицины является изменение типа клетки с целью замены потерянной или поврежденной ткани. Но проблема заключается в том, что клетки практически невозможно заставить изменить идентичность после специализации.

“Результаты нашей работы означают, что можно напрямую создать ткань или орган определенного типа из другого типа клеток”, - отмечает Джоель Ротман (Joel Rothman), соавтор исследования.

В предыдущих исследованиях на аналогичную тему ученые определили клеточный каскад факторов транскрипции, которые требуются для нормального развития кишечника Caenorhabditis elegans. Используемый на поздних стадиях развития кишечника ELT-7 сохраняется на протяжении всей жизни организма и выполняет важные функции по развитию и функционированию кишок.

По материалам Medical News Today