Новости медицины / Генетика | Опубликовано 11-12-2013

Генетика

Медитации вызывают изменения в геноме

Медитации памятования вызывают специфические изменения на генетическом и молекулярном уровне, установили ученые. Результаты новейшего исследования были опубликованы в журнале Psychoneuroendocrinology.

В последнее время медитация становится очень популярным занятием в западном мире среди людей с разным образом жизни.

Медитации памятования - состояние беспристрастного осознания происходящего. При этой форме медитации человека ориентируют фокусироваться на своем дыхании и телесных ощущениях, спокойно пропуская сквозь себя дискомфортные мысли и эмоции.

В рамках исследования специалисты из Висконсинского университета в США, Института биомедицинских исследований в Испании, и Центра неврологических исследований института INSERM во Франции изучали эффекты интенсивных занятий медитацией в группе из опытных медитаторов и необученных людей.
У всех участников до и после эксперимента определялись уровни экспрессии генов, связанных с циркадными ритмами, модификацией хроматина и реакцией воспаления в мононуклеарных клетках периферической крови. Более того, после 8 часов медитации ученые измерили скорость восстановления после стрессовых ситуаций. В результате медитаторы продемонстрировали ряд генетических и молекулярных различий, в том числе измененных уровней гена, регулирующего механизмы и снижение уровня провоспалительных генов, которые в свою очередь связаны с более быстрым физическим восстановлением после стрессовой ситуации.

“Это первое исследование, которое показывает быстрые изменения в экспрессии генов в пределах субъектов, связанных с медитацией”, — комментирует Ричард Дэвидсон (Richard Davidson), ведущий автор работы.

Молекулярный анализ также свидетельствует, что изменения произошли в экспрессии провоспалительных генов RIPK2 и COX2, а также HDAC (регулируют активность других генов). Уровни экспрессии всех этих генов оказались у медитаторов снижены по сравнению с контрольной группой. Более того, понижение экспрессии этих генов также было связано с быстрым восстановлением кортизола после теста на преодоление социального стресса, когда участникам предложили произнести импровизированную речь перед аудиторией и видеокамерой.

Ученые отмечают, что в начале исследования не было никакого различия в исследуемых генах между двумя группами людей. Наблюдаемые эффекты были замечены только у медитаторов после медитации памятования. При этом несколько других генов с измененными ДНК не продемонстрировали различий между группами. Специалисты предполагают, что медитация памятования влияет только на некоторые специфические регулирующие механизмы.

“Интересно, что изменения наблюдаются в генах, которые обычно являются мишенями противовоспалительных и обезболивающих лекарственных препаратов, поэтому полученные результаты являются основой для будущего исследования возможности применения медитативных практик для терапии хронических воспалительных заболеваний”, - отмечает соавтор работы Перла Калиман (Perla Kaliman) из Института медико-биологических исследований в Барселоне.

“Наши гены достаточно динамичны в своем выражении и данные результаты свидетельствуют, что спокойствие нашего ума может на самом деле иметь потенциальное влияние на них”, - заключает Дэвидсон.

В предыдущем исследовании на аналогичную тему ученые выяснили, что медитация не только помогает бороться со стрессом, но и способствует предотвращению потери памяти у людей с болезнью Альцгеймера.

По материалам Medical News Today