Новости медицины / Эндокринология | Опубликовано 14-01-2014

Эндокринология

Исследование: Сахарный диабет второго типа является воспалительным заболеванием

Сахарный диабет второго типа является воспалительным заболеванием, установили специалисты из Дании. Результаты новейшего исследования были опубликованы в журнале Leukocyte Biology. Как оказалось, макрофаги проникают в ткани поджелудочной железы у пациентов больных диабетом и производят большое количество цитокинов, которые способствуют ликвидации бета-клеток, производящих инсулин.

Макрофаги – клетки, способные поглощать и переваривать чужеродные или вредные для организма частицы: бактерии, остатки разрушенных клеток и т.д.

В своей работе ученые из отдела биологии осложнений диабета фармацевтической компании Ново Нордиск обнаружили, что макрофаги проникают в ткань поджелудочной железы мышей на ранних стадиях диабета. После этого воспалительные клетки производят большое количество провоспалительных белков — цитокинов, которые в свою очередь способствуют уничтожению производящих инсулин бета-клеток в поджелудочной железе, что, по сути, и приводит к развитию диабета.

Ученые наблюдали за мышами, которые страдали ожирением и имели признаки сахарного диабета и мышами с ожирением, но без признаков диабета. Исследование проводилось с ранних этапов развития заболевания до стадии множественных осложнений внутренних органов. С помощью новейшей технологии проточной цитометрии, позволяющей получать данные на уровне единичной клетки, ученым удалось обнаружить наличие макрофагов вокруг бета-клеток в поджелудочной железе и в селезенке. В результате анализа было обнаружено, что как на ранних, так и на поздних стадиях заболевания, мыши-диабетики продемонстрировали значительные модуляции по сравнению со здоровыми мышами.

“Ученые уже долгое время изучают сахарный диабет. И с каждым разом доводов в пользу того, что воспаление играет важную роль в прогрессировании заболевания и его тяжести становится все больше и больше”, - комментирует доктор Александр Розендаль (Alexander Rosendahl), ведущий автор работы.

Ученые планируют продолжить исследование, чтобы подтвердить уже полученные данные.

Сахарный диабет второго типа является хронической болезнью панкреаса, или поджелудочной железы. Он характеризуется тем, происходит нарушение взаимодействия инсулина, который вырабатывается клетками поджелудочной железы, с тканевыми клетками, в результате чего гормон инсулин начинает накапливаться в крови и не проникает в клетки.

По материалам Medical News Today