Новости медицины / Кардиология | Опубликовано 10-02-2014

Кардиология и кардиохирургия

Найден новый подход к лечению атеросклероза

Данные, полученные датскими учеными, могут открыть новую главу в лечении атеросклероза и дать возможность фармацевтической промышленности разработать новый, эффективный препарат для снижения так называемого «плохого» холестерина, являющегося причиной развития сердечно-сосудистых заболеваний - «убийцы номер один» в мире. Результаты проведенной работы опубликованы в журнале Cell Metabolism.

Около десяти лет назад было обнаружено, что уровень «плохого» холестерина можно снизить, если ингибировать фермент PCSK9 (пропротеиновую конвертазу субтилизин-кексин типа 9), преимущественно синтезируемый в печени. Установлено, что данный секреторный белок способен разрушающе воздействовать на рецепторы клеток печени, из-за чего они утрачивают способность связывать и удалять из крови липопротеины низкой плотности (ЛПНП). Разработка препаратов на основе антител, блокирующих фермент PCSK9, уже стала новой надеждой в лечении атеросклероза, а первые клинически апробированные препараты такого рода, вероятнее всего, будут утверждены в этом году.

Однако новое исследование шагнуло дальше. В ходе изучения природы и функций фермента PCSK9 научно-исследовательская группа из Орхусского университета обнаружила важный элемент в механизме его работы - специфический клеточный рецептор сортилин (sortilin), который имеет решающее влияние на активность этого белка.

Как оказалось, сортилин повышает активность белка PCSK9, поэтому если ингибировать данный рецептор, это вызовет падение активности фермента и, как следствие, приведет к снижению уровня ЛПНП в крови. Как отмечают ученые, этот подход, мишенью которого является данная система клеточных рецепторов, открывает новые возможности в терапии повышенного уроня холестерина.

Положительный эффект подавления сортилина был показан учеными в экспериментах на мышах, и теперь они планируют приступить к клиническим испытаниям. В будущем исследователи надеются создать препарат, который сможет стать хорошей альтернативой статинам. В настоящее время статины активно используются во всем мире для снижения «плохого» холестерина, но имеют некоторые противопоказания и нежелательные побочные эффекты.

«Последние десять лет все внимание было приковано к PCSK9, - процитировал Science Daily слова одного из авторов иследования Симона Глэрупа (Simon Glerup). - Теперь мы представляем новое открытие, которое сопутствует большему пониманию PCSK9 и может, в то же время, открыть путь к новой стратегии в лечении атеросклероза, имеющей тот же эффект, что и ингибиторы PCSK9».

По его словам, возможность продажи в будущем препарата на основе ингибиторов фермента PCSK9 уже защищена патентом и правом собственности, тогда как новый подход к лечению пациентов, страдающих атеросклерозом, может предоставить другим фармацевтическим компаниям возможность разработать совершенно новый препарат.