Новости медицины / Генетика | Опубликовано 03-03-2014

Генетика

Специалисты по медицинской генетике раскрыли причину большей подверженности мальчиков по сравнению с девочками расстройствам нервно-психического развития

Специалисты по медицинской генетике из Швейцарии и США раскрыли причину большей подверженности мальчиков по сравнению с девочками расстройствам нервно-психического развития, таким, как расстройства аутистического спектра.

Результаты проведенного ими масштабного когортного исследования подтверждают выдвинутую ранее гипотезу «женской защитной модели», предполагающую, что для возникновения диагностируемых расстройств неврологического развития женскому организму требуется значительно большая мутационная нагрузка, чем мужскому. Работа опубликована 27 февраля в журнале American Journal of Human Genetics.

Часть научного сообщества склонна объяснять стойкое превалирование мальчиков среди пациентов с диагностированным аутизмом, задержкой интеллектуального развития, синдромом гиперактивности и дефицита внимания социальными факторами, в то время как другие исследователи связывают половые различия с генетической подоплекой.

Для прояснения этого вопроса команда специалистов под руководством Себастьена Жакмона (Sébastien Jacquemont) из клиники университета Лозанны (Швейцария) и Ивэна Эйчлера (Evan Eichler) из Школы медицины университета штата Вашингтон (США) провела анализ генетических данных группы из почти 16 тысяч пациентов с диагностированными расстройствами нервно-психического развития, а также группы, состоящей из почти 800 семей, среди членов которых встречаются расстройства аутистического спектра. Авторы анализировали как вариации числа копий генов (copynumbervariants, CNV) – индивидуальные различия в числе копий определенного гена, так и случаи однонуклеотидного полиморфизма (single-nucleotidevariants, SNV) - отличия последовательности ДНК размером в один нуклеотид, возникающие в результате точечной мутации.

Было установлено, что в группе с диагностированными расстройствами нервно-психического развития количество вредоносных аутосомных CNV у женщин значительно превышает этот показатель у мужчин. В семейной группе с расстройствами аутистического спектра у женщин по сравнению с мужчинами было обнаружено трехкратное превышение по уровню вредоносных аутосомных CNV и SNV. При этом степень вредности аутосомных SNV у женщин с диагностированным аутизмом оказалась значительно выше, чем у мужчин с этим же диагнозом. Выяснилось также, что подобные вредоносные мутации передаются в основном по материнской линии.

Авторы полагают, что полученные результаты говорят о том, что женскому мозгу для продуцирования симптомов расстройств нервно-психического развития требуются существенно более экстремальные генетические отклонения, чем мужскому. Кроме того, итоги исследования предполагают, что генетический базис половых различий в этой области не сцеплен с X-хромосомой, а мутационная нагрузка распределена по всему геному.

«По-видимому, женский организм способен функционировать гораздо лучше мужского при одной и той же мутации, затрагивающей развитие головного мозга, - отметил Жакмон. – Наши результаты могут привести к разработке гораздо более гендерно-специфичных методов диагностики и скрининга на расстройства нервно-психического развития».

Рейтинг: 4.3/10 (всего оценок - 6)