Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Партнерство в борьбе с неинфекционными заболеваниями
13 марта 2014, г. Москва — Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM) совместно с Международной федерацией фармацевтических производителей и ассоциаций (IFPMA) представила результаты исследования, в рамках которого проведен анализ корпоративных практик по поддержке здорового образа жизни (ЗОЖ) на российских и зарубежных предприятиях, а также сформулированы конкретные рекомендации по разработке и внедрению таких программ.
Исследование подготовлено при поддержке Государственного
научно-исследовательского центра профилактической медицины Министерства
здравоохранения Российской Федерации и Российского союза промышленников и
предпринимателей (РСПП), в партнерстве с Министерством здравоохранения
Российской Федерации.
Исследование «Рекомендации к разработке и внедрению корпоративных программ по
поддержке здорового образа жизни сотрудников предприятий» является продолжением
серии публикаций по проблематике неинфекционных заболеваний (НИЗ),
инициированных AIPM и IFPMA , и включает обзор международных и российских
практик в области борьбы с основными факторами риска НИЗ, а также рекомендации
по развитию программ сохранения здоровья как на уровне предприятий и
организаций, так и в масштабах государства в целом.
Во всем мире усилия по профилактике НИЗ сосредоточены в области борьбы с
основными факторами риска: употребление табака, вредное употребление алкоголя,
неправильное питание и низкая физическая активность. Для каждого из факторов
риска можно выделить стратегии, доказавшие свою высокую эффективность во многих
странах: так, в борьбе с курением и вредным употреблением алкоголя наиболее
эффективны фискальные меры, а в борьбе с низкой физической активностью и
неправильным питанием – кампании в СМИ. Вместе с тем, для большего эффекта
необходимо последовательно использовать весь комплекс мер на разных уровнях. При
этом особый потенциал имеют именно корпоративные программы предприятий по борьбе
с основными факторами риска.
Комплексное 3-х этапное исследование, проведенное AIPM, позволило
проанализировать опыт организации и внедрения корпоративных программ ЗОЖ на
российских предприятиях, выявить предпочтения и отношение сотрудников к
проводимым мероприятиям.
В исследовании приняли участие сотрудники 46 государственных и частных
компаний, представляющих инфраструктурно значимые отрасли экономики с большой
долей занятого в них населения: промышленность («Газпром», «Норильский никель»,
«РусГидро», «Лукойл» и др.), оптово-розничная торговля («ИКЕА», «Азбука вкуса»,
«Тандер» и др.), недвижимость и строительство («ГК ПИК» и др.), коммуникации и
транспорт («РЖД», «Мегафон», «Ростелеком», Mail.ru Group и др.), образование и
здравоохранение (Кубанский государственный университет, Российский национальный
исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова и др.).
Проведенный опрос выявил готовность большинства работодателей разделять
ответственность за поддержание здоровья работника (66% респондентов), но
одновременно показал, что 24,4% работодателей не вкладывают средства в охрану и
поддержание здоровья сотрудников в настоящий момент. Среди наиболее популярных
направлений в реализации корпоративных программ поддержки ЗОЖ – спортивные
мероприятия, вакцинация и обеспечение сотрудников горячим питанием.
Исследование продемонстрировало, что схожие по характеру программы пользуются
наибольшей поддержкой сотрудников. 100% опрощенных поддержали софинансирование
компанией занятий спортом и дотации на здоровое питание, 94% – скрининг
показателей здоровья. Перечисленные меры являются основными программами ЗОЖ на
предприятиях, однако их целесообразно дополнять консультационными и
информационными мерами, которые эффективны при сформированной у работников
потребности в заботе о собственном здоровье.
Итогом анализа и оценки данных, полученных в ходе исследования AIPM, стали
рекомендации к разработке и внедрению корпоративных программ по поддержке
здорового образа жизни сотрудников предприятий, критерии комплексной оценки их
эффективности, а также меры по поддержке программ ЗОЖ на предприятиях со стороны
государства.
Предприятиям, внедряющим или планирующим программы ЗОЖ, рекомендуется
существенно расширять набор предлагаемых мер, адаптировать их к специфике
производства и пожеланиям работников, планировать меры с участием самих
работников, вовлекать в эту деятельность руководство компаний, регулярно
проводить мониторинг и отслеживать результаты. Для обеспечения успеха программ
необходимы их поддержка со стороны топ-менеджмента компаний, использование
мотивационного подхода на индивидуальном уровне за счет внедрения финансовых и
иных стимулов. Разработке и внедрению соответствующих программ должна
предшествовать широкая разъяснительная работа, направленная на формирование
позитивного отношения у работников.
Поддержка государством корпоративных программ ЗОЖ как в России, так и за
рубежом является важным стимулирующим механизмом сохранения трудовых ресурсов
страны, что в конечном счете положительно влияет на экономический рост.
Направления такой поддержки могут быть самыми разнообразными: от прямого
софинансирования отдельных мероприятий до предоставления информационной,
организационной и методической помощи. При этом важно, чтобы продвижением
здорового образа жизни занималось не только Министерство здравоохранения, но и
другие федеральные органы исполнительной власти, а также региональные и
муниципальные структуры, органы самоуправления, некоммерческие организации и
население.