Новости медицины / Гастроэнтерология, проктология | Опубликовано 14-03-2014

Гастроэнтерология, проктология

В Новосибирске внедрили новаторский метод лечения диареи, вызванной бактерией Clostridium difficile

В Новосибирске внедрили новаторский метод лечения диареи, вызываемой бактерией Clostridium difficile. Как рассказал на «круглом столе» в четверг директор Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН академик РАН Валентин Власов, сибирские медики начали использовать в борьбе с этой болезнью метод пересадки кала.

В США этот метод лечения получил одобрение в июне 2013 года. Как сообщалось ранее, в результате заражения резистентной C.difficile в этой стране погибает более 14 тысяч человек в год. Метод Fecal Microbiota Transplantation (FMT) показал почти стопроцентную эффективность и безопасность в ходе нескольких клинических испытаний. Так, согласно данным, опубликованным в New England Journal of Medicine в январе 2013 года, применение метода FMT оказалось в три–четыре раза эффективнее курса антибиотика ванкомицина.

Суть FMT проста: с помощью эндоскопа в желудочно-кишечный тракт пациента вводится раствор фекалий, полученных от здорового донора. В результате происходит «перезагрузка» микробиома и восстанавливается нормальная микрофлора кишечника.

По словам Валентина Власова, новосибирские медики восприняли новшество не сразу, но все-таки были вынуждены признать эффективность метода.

«Пересадка кала решает эту проблему (диарея) за один день, ввели его через эндоскоп в определенную точку, поглубже, они от родственников обычно это делали… С большим трудом я убедил этим заняться (ученых), пациенты первые (в подразделении института — Центре новых медицинских технологий) пошли, но просто есть большое предубеждение», — сказал Власов.

Как отмечает академик, исследования FMT начались совсем недавно и ученые полагают, что с его помощью можно будет лечить и другие заболевания. Так, в США ученые установили связь между составом микрофлоры кишечника и ожирением, а исследователи из Австралии предполагают, что отсутствие определенных бактериофагов в кале может быть связано с расстройствами нервной системы.