Новости медицины / Урология и нефрология | Опубликовано 27-03-2014

Урология и нефрология

Микробиологи предложила новый метод борьбы с хроническими рецидивирующими инфекциями мочевыводящих путей

Группа микробиологов из университета штата Юта (США) и университета Любляны (Словения) предложила новый метод борьбы с хроническими рецидивирующими инфекциями мочевыводящих путей (ИМВП), не поддающимися стандартной антибиотикотерапии. Как показали результаты их исследования, хороший эффект в этом случае дает применение в комплексе с антибиотиками натурального полисахарида хитозана, получаемого из панцирей ракообразных. Работа опубликована в журнале PLOS One.

ИМВП – воспалительные заболевания мочевыделительной системы, вызываемые патогенными микроорганизмами, в основном уропатогенной бактерией Escherichia coli (UPEC). Женщины страдают от ИМВП значительно чаще мужчин, что связано с особенностями строения их мочевыводящих путей. Примерно каждый пятый случай ИМВП у женщин принимает хроническое, рецидивирующее течение, причем терапия антибиотиками в данном случае оказывается неэффективной из-за способности UPEC в ходе острой фазы ИМВП проникать в более глубокие слои слизистой оболочки мочевого пузыря и создавать там внутриклеточные латентные резервуары. Такие «спящие» до поры до времени кластеры бактерий недоступны для антибиотиков и являются источником рецидивов заболевания.

Для решения этой проблемы авторы исследования решили использовать хитозан – натуральный полисахарид, производное хитина, получаемый из панцирей ракообразных. Хитозан, благодаря своей способности связываться с молекулами жира в пищеварительном тракте, обычно применяется в составе БАДов, предназначенных для похудения. Однако в данном случае исследователи обратили внимание на еще одно свойство хитозана – способность прилипать к слизистым оболочкам и «слущивать» верхние слои эпителия. Как предположили ученые, отслаивание внешнего клеточного слоя слизистой стимулирует «выход» латентных бактериальных резервуаров в полость мочевого пузыря, что, в свою очередь, сделает микроорганизмы доступными действию антибиотиков.

Эксперименты на мышиной модели хронической рецидивирующей ИМВП показали правомерность подобной гипотезы. Недельный курс фторхинолонов в сочетании с ежедневными 20-минутными инфузиями раствора хитозана в полость мочевого пузыря практически полностью уничтожил бактериальные резервуары. За неделю, прошедшую после завершения курса лечения, процесс регенерации поверхностного слоя эпителия был полностью завершен, никаких негативных побочных эффектов комбинированной терапии выявлено не было.

Основываясь на полученных результатах, авторы планируют начать клинические испытания применения хитозана в сочетании с антибиотикотерапией при рецидивирующих ИМВП.

Рейтинг: 4.8/10 (всего оценок - 4)