Новости медицины / Генетика | Опубликовано 09-04-2014

Генетика

У детей, живущих в стрессовой домашней обстановке, длина теломер значительно короче в сравнении с детьми из семей с благополучным микроклиматом

Исследование американских ученых показало, что у детей, живущих в стрессовой домашней обстановке, длина теломер значительно короче в сравнении с детьми из семей с благополучным микроклиматом, стабильным экономическим положением и правильными методами воспитания. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Теломеры представляют собой длинные концевые участки хромосом, которые вместе с ферментом теломеразой защищают хромосомы от разрушения и слияния с другими хромосомами. С каждым делением клетки теломеры укорачиваются на несколько нуклеотидов (то есть происходит концевая недорепликация), что является одним из важнейших факторов биологического старения.

Чтобы выяснить, как стресс в детском возрасте влияет на ДНК, из 2600 образцов ДНК девятилетних мальчиков, принимавших участие в исследовании о влиянии условий в семье на общее развитие ребенка, исследователи из Университета штата Пенсильвания отобрали данные 40 детей, 20 из которых испытали наиболее жесткие меры воспитания и связанный с этим стресс, росли в неблагополучных семьях с низким социальным и экономическим статусом, и 20 детей из благополучных семей со стабильной психологической обстановкой.

Результаты исследования показали, что у детей, живущих в напряженной семейной обстановке, длина теломер оказалась на 40 % короче по сравнению со второй группой детей. Также ученые выяснили, что укорочение теломер может усугубляться при наличии определенных вариаций в генах, отвечающих за производство дофамина и серотонина.

Как отмечают авторы исследования, пока нельзя сказать с полной определенностью, что стресс в ранний период жизни влияет на укорочение теломер, однако, по словам главного автора исследования Даниэля Ноттермана (Daniel Notterman), полученные данные поддерживают эту идею. Теперь ученые планируют расширить свои исследования и изучить обнаруженную взаимосвязь на большой группе людей.

Рейтинг: 4.7/10 (всего оценок - 7)