Новости медицины / Фармакология и фармация | Опубликовано 19-11-2002

Фармакология и фармация

Таблетки для “голубых” и “розовых”

До недавнего времени ученые были уверены в том, что мужчины от женщин генетически ничем не отличаются, кроме репродуктивной функции, проще говоря, женщины могут рожать детей, а мужчины нет. Оказывается различия между нами куда глубже.

Фармакогенетика – интенсивно развивающаяся область медицины, которая изучает влияние лекарств на гены. Информация, собранная на данный момент, позволяет утверждать, что курс лечения скоро будет подбираться в соответствии с генетическими особенностями пациента.

Причем даже половыми. Нарушение под названием нарколепсия, сопровождающееся непреодолимой сонливостью в дневное время, не столь уж редкое явление в наши дни. Согласно статистике, только в США от нее страдает около 100 тыс. человек.

Недавние исследования этого странного синдрома выявили особенности, из которых можно сделать выводы, рисующие отдаленную перспективу.

Доктор Меди Тафт из Женевского университета обнаружил доказательства того, что существует определенный ген, который называется СОМТ, играющий основную роль в развитии симптомов нарколепсии. Этот ген отвечает за синтез фермента, участвующего в метаболизме дофамина - вещества, вызывающего сонливость.

Существует препарат модафинил, который уменьшает стремление больных уснуть. И вот недавно стало известно, что женщины, страдающие нарколепсией, реагируют на лечение иначе, чем мужчины. Согласно результатам специального исследования, причиной этих отличий может быть различия в строении гена, зависящие от… пола больного.

Швейцарские врачи обследовали 84 больных нарколепсией. В очередной раз было выявлено, что у женщин наиболее часто встречалась L-форма гена, и им требовалось на 100 мг меньше препарата, чем мужчинам. А это довольно серьезная доза.

Данное открытие является важным дополнением к огромному числу доказательств того, что в определенных "отрезках" ДНК существуют незначительные различия, которые зависят не только от расы и национальности, но и от половых признаков.

Даже минимальные генетические изменения могут привести к большим различиям в реакции организма на лекарства. Поэтому исследователи считают, что дни "голубых" и "розовых" таблеток не так далеки.

Фармакогенетики надеются, что генетический отбор позволит выявлять людей, наиболее чувствительных к тому или иному препарату, а также пациентов, которым лекарство может принести вред, сообщает “Утро”.

Источник: Mignews.com.ua