Тенденции развития медицинских интернет-систем
Сейчас рунет проходит стадию активного роста сайтов - агрегаторов информации. Ранее был этап накопления информации и в какой-то момент ее стало так много, что понадобились агрегаторы, которые собирают информацию с других сайтов. Например, есть сайты, где Вы можете сравнить цены на авиабилеты или отели.
На данный момент, самые современные агрегаторы услуг позволяют найти и сравнить
цены на медицинские услуги, например, aptekamos.ru (поиск лекарств в аптеках
Москвы), https://medoblako.ru/
(поиск медицинских услуг, таких как приемы врачей, анализы или процедуры).
Наличие агрегаторов информации существенно повышает эффективность поиска
информации, стимулирует конкуренцию и позволяет находить самые дешевые товары и
услуги. Человек легко находит самое дешёвое или самое удобное предложение на
рынке. Слабые поставщики услуг или товаров банкротятся, а хорошие – становятся
все больше и богаче. Но такая благостная картина верна лишь отчасти.
Агрегаторы часто начинают манипулировать информацией. Главный инструмент
манипулирования – это порядок выдачи ссылок при поисковом запросе.
1. К примеру, aptekamos.ru. Я помню время, когда их выдачи по запросу
конкретного лекарства формировалась исключительно по цене товара. Но потом
фильтр по цене заменили на фильтр “по релевантности” который высчитывался
сложным и неочевидным образом для обычных пользователей. Стало ли удобнее
пользователям – вопрос сложный, лично мне – нет, не стало. К чести создателей
сайта нужно отметить, что все фильтры в системе сохранились, и пользователю
нужно просто ими воспользоваться.
2. krasotaimedicina.ru (агрегатор стоимости медицинских и косметических услуг
в Москве) вообще не дает возможности фильтровать выдачу ни по цене, ни по какому
угодно другому признаку, кроме географического. А их «рейтинг» формируется
исходя из кол-ва услуг занесенных клиникой на сайт агрегатора. Согласитесь, это,
по меньшей мере, спорный критерий оценки.
3. Яндекс.Маркет в апреле этого года анонсировал систему аукционов за позиции
в выдаче продавцов товаров. То есть критерием выдачи становится не цена для
пользователей, не точность попадания запроса в название товара, не
авторитетность продавца, а максимизация прибыли для самого Яндекса.
Все эти примеры, на мой взгляд, говорят, что благая цель «дать объективную и
полную информацию для пользователей» перерождается в инструмент зарабатывания
агрегаторами денег. Пользователи привыкают к сайту, становятся лояльными к нему
и начинается обычная «стрижка денег» - пользователям показывают те услуги на
первой странице за которые агрегатор получил деньги, а не те, которые дешевле.
Возвращаясь к сравнению стоимости цен на медицинские услуги, хочется отметить
сложности с которыми объективно сталкиваются агрегаторы информации.
- отсутствие единого справочника медицинских услуг. Медицинская услуга это не
стандартизированное лекарство, это комплексное понятие. Например, кто-то в прием
гинеколога включает расширенную кольпоскопию и даже УЗИ органов малого таза, а
кто-то специально дробит услугу на мелкие подуслуги, чтобы пациент до последнего
момента не мог подсчитать сколько же ему придется оставить в этой клинике.
- нет объективных критериев оценки качества этих услуг. Было бы идеально,
если бы кто-то, как в отельном бизнесе, присваивал звезды клиникам, и этот
кто-то был вне подозрений, был бы абсолютно объективен. Но нам приходится
довольствоваться отзывами о клиниках. А они, как известно пишутся часто за
деньги (как положительные для себя, так и отрицательные на конкурентов).
- Некоторые клиники, особенно государственные, все еще не имеют своего
прайс-листа на сайте в виде оферты. Отговорок тут много от «клиент не поймет,
что означает этот термин» до «это конфиденциальная информация». В целом же
причины этого либо нежелание трудиться, либо нежелание вступать в честное
сравнение с другими клиниками.
Обойти все эти проблемы на 100% невозможно. Давайте посмотрим на попытки это
сделать в нынешнем рунете.
Сайт |
Что сравнивают |
Как формируется выдача в настоящее время |
Как оценивается качество клиники/лаборатории |
analizmarket.ru |
Услуги мед. лабораторий |
По предполагаемой удаленности от вашего местоположения |
Никак |
krasotaimedicina.ru |
Медицинские и косметические услуги |
Критерий выяснить не удалось |
Отзывы посетителей |
maps.yandex.ru(по запросам мед. Услуг) |
Некоторые мед. услуги |
Сложный критерий «релевантности» |
Агрегирует отзывы посетителей из разных источников |
https://medoblako.ru/ |
Большинство мед. услуг |
По цене |
Отзывы пользователей, заявлена разработка профессионального рейтинга на
основе мнения глав. врачей друг о друге. |
Конечно идеальных агрегаторов информации не существует, и каждый выбирает сам
чем ему пользоваться и вообще пользоваться ли их услугами, но я верю, что в
целом рунет идет по пути увеличения прозрачности и честности информации которую
предоставляют агрегаторы, несмотря на локальные отступления от этого принципа.