Официальная позиция Ассоциации по вопросу возможного установления запрета на рекламу медицинских изделий
В настоящее время Государственная Дума РФ разрабатывает сразу две инициативы, призванные ограничить рекламу медицинских изделий в России: один законопроект о внесении изменений в Федеральный Закон «О Рекламе» был внесен на рассмотрение ГД РФ вчера, 13 мая, второй – одноименный – был принят Законодательным собранием в первом чтении 22 апреля 2014 года. Оба законопроекта предусматривают введение полного запрета на рекламу медицинских изделий в любых источниках, кроме профессиональных средств массовой информации и площадок мероприятий для медицинских работников.
Законопроект, который был внесен на рассмотрение (но рассмотрен не был) 13
мая, по официальной информации, получил отрицательные заключения от двух
профильных комитетов Государственной Думы РФ – по экономической политике и по
охране здоровья – и был отклонен на заседании ГД РФ. Однако работа над вторым
законопроектом – откуда изъяты формулировки про лекарственные средства, но
сохранены ограничения для медицинских изделий - продолжается. Обоснованием этому
служит необходимость пресечь распространение информации о приборах сомнительного
действия, от приобретения которых страдает большое количество граждан, особенно
пожилого возраста.
Ассоциация международных производителей медицинских изделий IMEDA
поддерживает инициативы Государственной Думы РФ, призванные регулировать потоки
информации о медицинских изделиях и пресекать распространение недостоверных
данных, однако, по мнению Ассоциации, полный запрет на рекламу всех типов
медицинских изделий – неоправданная мера, которая приведет к ограничению доступа
пациентов к информации о необходимых им медицинских изделиях, применение которых
не требует специальных медицинских знаний (например, о перевязочных средствах,
контактных линзах, тонометрах, глюкометрах, термометрах, презервативах,
урологических прокладках, подгузниках-трусах и др.).
В существующей редакции закона «О рекламе» уже содержатся существенные
ограничения на распространение информации о медицинских изделиях, для
использования которых требуется специальная подготовка: их реклама не
допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических
выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных
для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных
изданиях. Ассоциация IMEDA считает такой дифференцированный подход оправданным:
с одной стороны, ограничивается доступ потребителя к рекламе специализированных
медицинских изделий, применение и использование которых без специальной
подготовки может быть опасно для жизни и здоровья самого пациента, а с другой -
в полной мере обеспечивается право потребителя на информацию о тех медицинских
изделиях, использование которых не требует специальных знаний.
По мнению Ассоциации, полный запрет на рекламу медицинских изделий влечет за
собой несколько существенных рисков:
1. В условиях отсутствия общедоступной информации для получения базовых
знаний о свойствах и характеристиках того или иного медицинского изделия
пациенты будут вынуждены обращаться к врачу, что приведёт к повышению нагрузки
на систему здравоохранения, особенно в первичном звене;
2. Решение о рекомендации того или иного изделия будет отдано в руки сотрудников
аптек и иных организаций, осуществляющих продажу медицинских изделий, и, как
следствие, приобретение потребителями медицинских изделий будет обусловлено
субъективными предпочтениями конкретного продавца, что, несомненно, повышает
риски «вымывания» с рынка недорогих медицинских изделий. Продавцы в таких
условиях будут заинтересованы продавать те изделия, на которые они смогут
получить наибольшую норму прибыли;
3. Информация обо всех имеющихся подвидах медицинских изделий не всегда будет
доводиться медицинскими работниками до пациентов в полном объеме, особенно в
случаях, когда использование каких-либо медицинских изделий не входит в перечень
медицинских услуг, предоставляемых населению бесплатно. Кроме того, далеко не
все медицинские работники обладают информацией о полном ассортименте
обращающихся на российском рынке медицинских изделий.
По мнению Ассоциации IMEDA, для эффективного достижения целей, заявленных в
обосновании законопроекта, необходимо предпринять ряд мер по ужесточению
контроля над содержанием рекламных объявлений, не ограничивая при этом доступ
пациентов к информации о жизненно важных медицинских изделиях:
- важно, в первую очередь, активизировать работу по привлечению к
ответственности лиц, нарушающих уже действующие требования законодательства при
рекламе медицинских изделий;
- целесообразно предусмотреть в статье 24 Федерального закона «О рекламе» прямой
запрет на любую рекламу под видом медицинских изделий товаров, медицинскими
изделиями не являющихся, а также обязательное указание в рекламе медицинского
изделия сведений о номере действующего регистрационного удостоверения на это
медицинское изделие;
- необходимо усилить роль профессиональных организаций в деятельности по
контролю над содержанием рекламы медицинских изделий;
- важно создать в структуре общественного здравоохранения систему информирования
населения о возможностях концепции ответственного самолечения с использованием
медицинских изделий, которые не требуют специального назначения и/или применения
врачом и могут приобретаться пациентами самостоятельно без какой-либо
специальной подготовки.
Позиция Ассоциации IMEDA, объединяющей более 40 ведущих производителей
медицинских изделий, была полностью поддержана Ассоциацией международных
фармацевтических производителей AIPM. Ассоциации IMEDA и AIPM обратились с
совместным официальным письмом с перечнем своих предложений в Правительство РФ,
в Министерство здравоохранения РФ, в Федеральную Антимонопольную Службу РФ и в
профильные комитеты Государственной думы РФ – по экономической политике и по
охране здоровья.
Со своей стороны, Ассоциация IMEDA готова участвовать в разработке и
обсуждении необходимого комплекса мер для ограничения распространения
недостоверной информации о медицинских изделиях. В настоящее время Ассоциация
готовит к рассылке в ключевые регулирующие органы и в Государственную Думу РФ
обзор международного законодательства в сфере регулирования рекламы медицинских
изделий.