Новости медицины / Неврология и нейрохирургия | Опубликовано 11-06-2014

Неврология и нейрохирургия

Сон укрепляет память

Сон помогает закрепить в памяти полученные в процессе обучения знания, установили ученые. Как оказалось, сон после обучения ведет к развитию очень специфичных структурных изменений в головном мозге, в частности, растет количество связей между нейронами, что помогает им обмениваться информацией. Результаты новейшего исследования были опубликованы в журнале Science.

Сон укрепляет памятьУченые из Медицинского центра имени Лэнгона при нью-йоркском университете выяснили, что обучение и сон приводят к развитию мозговых структурных изменений в мотороной коре, которая отвечает за выполнение произвольных движений.

“Полученные данные свидетельствуют, что сон помогает нейронам формировать весьма специфические соединения среди дендритных клеток, которые способствуют развитию долговременной памяти”, - отметил доктор Вэн-Бяо Ган (Wen-Biao Gan). Мы также обнаружили, что различные типы обучения формируют синапсы (свежие межнейронные связи) на разных ветвях одних и тех же нейронов. Мы считаем, что обучение вызывает весьма специфические структурные изменения в мозге".

В рамках работы специалисты наблюдали за мозгом лабораторных мышей, которых обучали балансировать на палочке, вращающейся с разной скоростью. Все мыши имели флюоресцентный протеин в головном мозге, видимый при помощи лазерного сканирующего микроскопа. Используя этот метод, ученые смогли отследить рост новых отростков индивидуальных частей дендритов.

На первом этапе ученые обнаружили, что после обучения дендритные клетки у животных выросли. На втором этапе грызунов разделили на две группы. Одни мыши после часового занятия спали в течение семи часов, в то время как другие грызуны столько же времени бодрствовали.

Как выяснилось, у тех мышей, которые не спали, образовывалось меньшее количество дендритных клеток и меньше связей между нейронами по сравнению с другой группой подопытных.

Более того, тип обучающей задачи способствовал росту клеток на разных ветвях. Например, когда мыши бегали вперед по вращающейся жердочке, росли клетки на одной ветви, а когда те же грызуны пятились назад по стержню, клетки появлялись уже в другом месте.

“Действительно, после сна мыши лучше запоминали новую информацию”, - добавляет доктор Ган. “Более того, занятия активировали всю проекционную зону коры головного мозга, а во время глубокой фазы медленного сна происходила ее реактивация. Возможно, эта реактивация необходима для роста межнейронных связей”.

По материалам Medical News Today