Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
АРФП: от государственной монополии вреда может быть гораздо больше, чем от монополизма в частном секторе
Вчера в Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялся круглый стол по вопросам закупок лекарственных средств и медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика.
В обсуждении приняли участие члены РСПП, ТПП, руководители фармацевтических
компаний.
Встречу открыл Президент РСПП Александр Шохин. Докладчик подчеркнул, что задача
государства - не только стимулировать конкуренцию на фармацевтическом рынке, но
прежде всего соблюдать интересы пациентов, сохраняя качество и стабильную цену
на лекарственные средства.
Генеральный Директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей
Виктор Дмитриев в своем выступлении подчеркнул, что происходящие на
фармацевтическом рынке изменения достаточно чувствительны не только для игроков,
но и для всего населения страны. "Сегодня мы видим сформировавшийся рынок,
удовлетворяющий потребностям и населения в целом, и системе здравоохранения в
частности. На фармацевтическом рынке крайне значима роль регуляторов, поэтому
отрадно отметить, что между властью и бизнесом сложился вполне продуктивный
диалог", - подчеркнул докладчик. Однако любые вмешательства в устоявшуюся
систему рынка, как правило, приводят к ощутимым сбоям и могут поставить под
угрозу все лекарственное обеспечение, - считает Виктор Дмитриев.
Генеральный Директор АРФП рассказал об успехах реализации стратегии ФАРМА –
2020, нацеленной на возрождение отечественного фармпрома, в том числе и через
локализацию производства иностранными компаниями. За последние 6 лет объем
иностранных инвестиций в отечественный фармпром составил более 1 млрд. евро. В
России построены заводы компаний Такеда, Астра Зенека, Ново Нордиск, Тева,
Новартис; проинвестированы приобретения производственных активов компаниями
Санофи-Авентис, Эбботт. Объем российских инвестиций также не уступает
зарубежным: это компании Петровакс, ФармЭко, Р-Фарм, Герофарм, Полисан и целый
ряд других структур, нацеленных на выполнение данной программы. Все это - не
государственные инвестиции, подчеркнул Виктор Дмитриев.
Однако, несмотря на то, что бизнес придерживается вектора на выполнение
программы ФАРМА-2020, новелла о едином поставщике иммунобиологических
препаратов, препаратов против ВИЧ, СПИД, инсулинов вынуждает инвесторов
переосмыслить имеющиеся планы. Производителей беспокоит, что решения, касающиеся
госзакупок у единого поставщика, принимаются в закрытом режиме, без консультаций
с экспертами рынка и по многим позициям противоречат ранее принятым решениям
государства, - отметил Виктор Дмитриев.
Единственный поставщик – это монополия, со всеми вытекающими последствиями, -
подчеркнул докладчик. В крайне невыгодной ситуации окажутся компании –
производители вышеуказанных препаратов: Герофарм, построившая инсулиновый завод
полного цикла на собственные средства, Санофи-Авентис, готовая с 2016 года
начать экспорт инсулинов с российской производственной площадки за рубеж, да и
многие другие. Кроме того, монополия на поставщика несет в себе и
потребительские риски: повышение цены, снижение качества, отсутствие
возможностей замены при сбое поставок и многое другое.
«Чрезмерная монополизация не оправданна, это подтверждается многолетним
опытом. Надо четко понимать, что от государственной монополии вреда может быть
гораздо больше, чем от монополизма в секторе частном», - заключил Виктор
Дмитриев.
С этим мнением согласились и другие участники круглого стола. Директор по
экономической безопасности компании "Герофарм" Андрей Ахантьев отметил, что
осуществление закупки у единственного поставщика в рамках ФЗ-44 должно
допускаться только в качестве исключения, а не правила. По такой схеме,
например, можно закупать препараты, не имеющие аналогов в РФ. Исполнительный
директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимир
Шипков подчеркнул, что инвесторы и производители ждут предсказуемого,
прозрачного и понятного механизма работы рынка.
По итогам заседания принято решение проинформировать Правительство Российской
Федерации о состоянии компетенций отечественных производителей инсулинов в части
наличия производственных мощностей, соблюдения условий производства и качества
продукции. В настоящее время производственные мощности компаний "Герофарм", "Санофи-Авентис",
"Ново Нордиск", расположенные в Российской Федерации, позволяют производить
инсулин в объеме, превышающем потребности российского здравоохранения. В связи с
этим создание дополнительных мощностей представляется нерациональным, считают
участники. Средства, запланированные на строительство инсулинового завода в
Пущино, было бы целезообразнее направить на решение других острых вопросов
социальной сферы.
Также в ходе встречи принято решение обратиться к компетентным ведомствам с
просьбой определить требования к компаниям, претендующим на звание единственного
поставщика. Крайне важно определить правила государственного контроля и надзора
за деятельностью поставщиков и критерии отбора продукции, закупаемой для
государственных нужд у единственного поставщика. Изменения в законодательстве не
должны негативно влиять на качество продукции, ее цену и уровень лекарственного
обеспечения пациентов, - заключили участники.