Материал добавлен пользователем niarmedik
Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Спрос на франшизу частных клиник удвоился за 2 года
Рынок франчайзинговых проектов в частной медицине стабильно растет. По оценкам Гильдии производителей медицинских товаров и услуг МТПП, количество запросов крупным столичным клиникам от потенциальных франчайзи за два последних года удвоилось.
Повышенный интерес к франчайзинговым проектам эксперты объясняют возможностью
минимизировать риски, работая по франшизе, что в период кризиса является главным
условием устойчивости на рынке. По статистике, в условиях депрессивной экономики
рынок покидают до 30 % вновь созданных клиник малого формата. Франчазинг же
помогает сдерживать негативные процессы.
По словам председателя Гильдии производителей медицинских товаров и услуг МТПП,
руководителя сети клиник «НИАРМЕДИК» Олега Рукодайного, рынок медицинской
франшизы активно поддерживается традиционно сильным франчайзинговым сегментом
косметологических услуг и с недавнего времени лабораторной диагностикой, которая
составляет сегодня не более 5 % от объема всего рынка. Сеть клиник «НИАРМЕДИК» в
2009 году одна из первых в России разработала и внедрила франшизу на
многопрофильный лечебно-диагностический медицинский центр. За это время по
модели франчайзинга удалось открыть 9 клиник, из них 2 клиники – в Алтуфьево и
на Боткинской созданы в 2015 году.
Тенденции последних двух лет таковы, что на фоне общей отрицательной динамики по
всем отраслям розницы и услуг, рынок лабораторной диагностики стабильно растет
на 15-20 % в год. При этом, первоначальные затраты на открытие точки
лабораторной диагностики ниже, чем для лечебной медицины, но и отдача
сравнительно меньше, так как сегмент не самый высоко маржинальный. Кроме этого
рынок диагностики близок к насыщению, а значит вырастают риски неудачного
старта. В то же время, как отмечают эксперты, рынок платной лечебной медицины
стал достаточно развитым и цивилизованным, потребитель стал более
квалифицированным и стал ориентироваться на крупные, проверенные бренды. Что
создает благоприятную конъюнктуру для франчайзи медицинских комплексов,
стартовые инвестиции для которых выше, но и прибыльность на порядок
привлекательнее.
«Сегодня затраты на медицинский центр площадью 1500 квадратных метров составляет
порядка 2,5-3 млн. долларов. Выходит на самоокупаемость такой медицинский центр
в течение года-двух и, соответственно, вернуть вложенные инвестиций франчайзи
может в течение 4-5 лет» - говорит Олег Рукодайный.
По словам эксперта, сдерживающим фактором развития рынка франчайзинга может быть
отсутствие инвестиционной поддержки со стороны банков. Бизнесу отказали в
льготных ставках по кредитам, поэтому и на другие меры гос. поддержки
рассчитывать не приходится. Но, несмотря на то, что франчайзинг – это зачастую
готовая модель с гарантированным полным сопровождением, начиная от выбора
помещения и заканчивая обучением персонала и лицензированием, так или иначе мы
имеем дело со старт-апом, где все риски для бизнеса сохраняются.