Новости медицины / Генетика | Опубликовано 04-05-2016

Генетика

Секрет молодости - в ''рыжем гене''?

Ученые утверждают, что достигли прогресса в понимании того, почему некоторые люди выглядят моложе своего возраста. Они обнаружили фрагмент человеческого ДНК - генетический код, влияющий, по всей видимости, на то, на сколько лет выглядит человек.

Секрет молодости - в "рыжем гене"?Ген MC1R отвечает за защиту человеческого тела от воздействий ультрафиолетового излучения, а его вариации несут в себе, в частности, информацию о рыжем цвете волос. Изучение "кажущегося возраста" было организовано Медицинским центром Университета Эразмус в Нидерландах и компанией Unilever. Выводы ученых опубликованы в журнале Current Biology. По словам старшего научного сотрудника Unilever, доктора Дэвида Гунна, феномен "кажущегося возраста" знаком всем.

"Встречаете вы двух людей, с которыми не виделись 10 лет, и замечаете, что один как будто не постарел ни на день, а глядя на второго, думаете: "Ой, что же с ним произошло?", - сказал Гунн в интервью Би-би-си.

В рамках исследования ученые взяли изображения 2693 человек, запечатленных без макияжа, и спрашивали у людей, на сколько лет, по их мнению, выглядит каждый из сфотографированных. Затем они сравнили результаты с настоящим возрастом изучаемых.

На следующем этапе исследователи тщательно изучили ДНК этих 2693 человек, чтобы найти какие-либо различия или мутации, совпадающие у тех, кто выглядит моложе. Все указывало на ген MC1R, отвечающий за выработку меланина, который влияет на пигментацию кожи и защает ее от ультрафиолетового излучения солнца. Однако у этого гена существует множество различных форм, или вариантов, многие из которых отвечают за рыжие волосы, - поэтому его и прозвали "рыжим геном".

Ученые предполагают, что некоторые варианты гена приводят к тому, что его носители в среднем выглядят на два года моложе, чем люди с другими вариантами MC1R. "Важно то, что мы действительно нашли этот ген, а значит, мы сможем найти больше, - сказал он Би-би-си. - Это очень интересно, ведь настолько известный феномен до сих пор не объясним: почему некоторые люди выглядят моложе?".

В то же время исследователи не могут объяснить, почему MC1R обладает таким эффектом. Они проверили теорию о том, что различные варианты гена могут менять силу воздействия солнца на кожу, но она не подтвердилась. Профессор Иэн Джексон из отдела генетики человека британского Совета по исследованиям в области медицины говорит, что ученые пришли к интересным выводам, но источник молодости не нашли.

"MC1R - это важный ген, влияющий на рыжесть волос и бледность кожи. Они [ученые] хотят сказать, что он также помогает выглядеть моложе, при этом с бледностью кожи это не связано. Я в этом не уверен", - говорит он. Исследователи говорят, что в ходе работы приняли во внимание разные тоны кожи.

Однако профессор Джексон утверждает: "Вопрос в том, насколько они учли в расчетах все эти факторы, включая цвет волос и цвет глаз. Но инстинктивно мне кажется, что дело в пигментации". "Подозреваю, что люди с более бледной пигментацией выглядят моложе. Речь может идти о более бледной коже, голубых глазах или светлых или рыжих волосах", - отмечает Джексон.

Ученые планируют дальнейшие исследования, однако доктор Гунн надеется, что результаты в конечном итоге приведут к созданию продукта, позволяющего людям выглядеть моложе. "Это первое генетическое исследование "кажущегося возраста". В идеале мы хотим создать нечто такое, что активизировало бы этот ген у всех", - говорит он. Однако пока совсем не ясно, будет ли у людей возможность искусственно "занизить" свой возраст.

"Это интересное исследование, которое показывает, как генетика влияет на процесс старения помимо развития заболеваний", - говорит профессор Тим Фрейлинг из Эксетерского университета. "Однако, несмотря на это, авторы признают, что им нужно найти и другие генетические варианты, чтобы получить возможность регулировать то, как человек выглядит, лишь с помощью ДНК", - отмечает Фрейлинг.

Источник: Bbc.co.uk