Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
У локализации есть вопросы
Общий уровень локализации производства иностранных фармкомпаний в России оценивается как достаточно успешный, - к такому выводу пришли эксперты Круглого стола, посвященного вопросам локализации в РФ, прошедшего в ТПП.
По словам Вице-президента ТПП РФ Дмитрия Курочкина, в фармотрасли за
последние 2-3 года наблюдается бум иностранных инвестиций и локализации: открыто
19 новых фармплощадок на территории РФ, 6 из которых – только за прошедший год.
В «передовиках» локализации такие компании как Астра Зенека, Такеда, КРКА,
Ново-Нордиск, Гедеон Рихтер, Штада, Санофи и другие.
Но вместе с тем, существует целый ряд регуляторных вопросов, снижающих
инвестиционную привлекательность отрасли, и требующих незамедлительного решения,
– заявил Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев. Среди них – нуждающаяся в
совершенствовании нормативно-правовая база и ее правоприменение,
межведомственная несогласованность и отсутствие «единого» регулятора. «Недавно
Росздравнадзор был принят в члены Международной коалиции регуляторных агентств
по лекарственным средствам, что фактически дает ведомству статус официального
представителя РФ в этой сфере. Стоит обратить на это внимание, ведь во многих
странах существует один «основной регулятор» в сфере обращения лекарственных
средств. Для России такая практика была бы полезной», - отметил он.
Виктор Дмитриев также рассказал об опыте компаний, уже прошедших этап
локализации. Прежде всего, он обратил внимание на существенную разницу в
поддержке инвесторов на региональном и федеральном уровне. По его словам, вход
инвестора в регион всегда активно поддерживается региональными властями – это и
создание инфраструктуры, и обеспечение «тепличных» условий на стадии
строительства – но после запуска завода структура региональных закупок для
инвестора изменяется в худшую сторону. Т.е. регион закупает производимой на
новом заводе продукции меньше, чем это было ранее, когда компания завозила свою
продукцию. Так было, например, в Калужской области. «Нам бы хотелось, чтобы
регионы уделяли больше внимания производителям после того, когда завод выходит
на проектную мощность, чтобы в первую очередь закупалась продукция, производимая
в регионе», – подчеркнул докладчик. Обратил внимание выступающий и на
социально-профессиональную среду в регионах, уровень не только образованности
населения, но и готовность его к миграции. «В Ярославле мы столкнулись с тем,
что кандидаты часто не готовы мигрировать ради работы и лучшей зарплаты, даже на
несколько десятков километров», – рассказал Виктор Дмитриев.
Был поднят и вопрос стимулирования производства фармсубстанций в РФ. Эта тема
стала особенно обсуждаемой среди «локализовавшихся» производителей после того,
как Минпромторг анонсировал проект трехступенчатой системы преференций при
госзакупках в зависимости от глубины переработки. Генеральный директор АРФП
подчеркнул, что нельзя забывать об экономической целесообразности углубления
производства фармсубстанций. «Надо понимать, что локализовать некоторые
субстанции будет не просто сложно технологически, но и экономически невыгодно.
Необходимо оценивать общую потребность отрасли и перспективы выхода на новые
рынки: существуют субстанции, потребность мирового рынка в которых составляет
всего 1,5 – 2 кг в год. Экономического обоснования для организации производства
150 г субстанции для российского рынка не будет никакого. Эти граммы станут
просто «золотыми». Надо не лукавя признать, что есть активные ингредиенты,
которые значительно дешевле и выгоднее закупать за рубежом. Поэтому предложения
Минпромторга должны быть тщательно взвешены с учетом потребностей и финансовых
возможностей системы здравоохранения, обсуждены с производителями, и только
после этого приняты», - заключил он.