Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Влияние интернета на путь потребителя к покупке лекарств
Google совместно с Tiburon Research провели исследование фармацевтического рынка, опросив более 400 респондентов. Мы постарались понять путь пользователя при выборе лекарств и влияние интернета на этот процесс. В опросе приняли участие люди от 18 до 54 лет, 60% из них проживают в Москве или Санкт-Петербурге, 40% — в регионах.
Как показали результаты исследования, сегодня пользователи выбирают методы
лечения и лекарства, основываясь не только на рекомендациях врачей и
фармацевтов. Главным консультантом в вопросах здоровья для них все чаще
становится интернет. 45% респондентов регулярно приобретают лекарственные
препараты, независимо от месяца и времени года. 47% опрошенных считают, что они
здоровы, 36% заявляют, что болеют редко, а 17% утверждают, что много болеют или
страдают хроническими заболеваниями.
Сегодня каждый 20 запрос связан с поиском информации о проблемах со
здоровьем. Прежде чем прийти в аптеку, почти 44% людей сначала изучают
информацию о лекарствах онлайн. При этом количество запросов по здравоохранению
почти в два раза больше. Интересно, что 37% обращаются за советом к
родственникам, 26% консультируются у фармацевтов, 23% заходят на
специализированные форумы, и только 21% обращается к своему лечащему врачу. Люди
используют поиск в Сети даже после посещения врача: ищут информацию о диагнозе,
изучают лекарства, которые им выписали, сравнивают аналоги и цены.
В среднем, количество запросов в Сети, связанных с фарминдустрией, растет на
20-40% в год. Однако есть исключения: сегмент «Простуда и грипп» вырос на 93% в
2016 году. Резкий подъем был связан со «свиным гриппом».
Мы обратили внимание, что 50% запросов на фармацевтическом рынке — брендовые,
связанные с определенным производителем. В целом по рынку рост таких запросов
замедляется. Например, рост бренда «Доктор МОМ» в 2015 году составил 100% за
год, сейчас он растет со скоростью 40% в год.
Когда люди ищут определенный продукт, как правило, их также интересует его
цена, инструкция и отзывы. В категории «Простуда и грипп» 50% запросов бренда «ТераФлю»
связаны с поиском аналога препарата, а 35% — с отзывами. При этом пользователи,
запрашивающие информацию о бренде «Антигриппин», не ищут его аналоги. Здесь 72%
интересуются отзывами о средстве. С брендами «Vicks» и «Колдрекс» самые
популярные атрибуты — лекарство, таблетки, спрей (около 60% запросов).
Мы отметили, что фарм-сегмент сезонный, но для каждой категории продуктов
сезонность отличается. Например, для категории «Нос» самый большой спад
приходится на лето — 56% от среднемесячного показателя за год. Осенью объем
запросов здесь увеличивается практически в 3 раза — до 148%. При этом в
некоторых категориях сезонность не так сильно выражена. Например, в категории
«Борьба с курением»: минимальный объем запросов — 84%, относительно
среднемесячного показателя, максимальный — 122%. Таким образом, сезонные
показатели в этой категории изменяются примерно в 1,5 раза.
Большая часть запросов приходится на Центральный округ. Самые высокие
показатели роста (40-50%) наблюдаются в Южном, Приволжском и Северо-Западном
округах. Основной причиной такой тенденции стало большое количество
пользователей в регионах, выходящих в Сеть преимущественно со смартфонов.
Примечательно, что 65% всех фарм-запросов приходится на пользователей мобильных
устройств.
Таким образом, как показало наше исследование, сегодня примерно 50%
потребителей ищут информацию о лекарствах в первую очередь в Сети. Количество
запросов, связанных с болезнями и здоровьем в целом гораздо выше. Для
фармацевтического рынка особо актуально вовлечение мобильной аудитории, так как
когда люди испытывают острую боль, им нужно сразу найти информацию и решить
проблему. В такие микромоменты большинство потребителей обращаются именно к
смартфонам как самым быстрым подручным средствам. Например, пик запросов по
категории «Кашель» приходится на 3 часа ночи. В это время большая часть
рекламодателей отключают свою рекламу, упуская значительное количество клиентов.
Поэтому рекламодателям важно отслеживать динамику запросов по каждой конкретной
категории, чтобы максимально эффективно покрывать спрос.