Фармацевтический рынок в 2016 году вырос на 7%
Объём фармацевтического рынка России в 2016 году достиг 1 344 млрд. рублей, что на 7% выше, чем годом ранее. В 2016 году объёмы продаж лекарств в натуральном выражении остались на уровне 2015 года и составили 5,1 млрд. упаковок. Стабилизацию потребления в упаковках можно считать переломным трендом – в течение последних трёх лет фармацевтический рынок по данному показателю только сокращался.
Основной вклад в рост рынка внёс коммерческий сегмент лекарств. Динамика
розничного рынка приняла положительную тенденцию в упаковках, а рост в рублях
происходил преимущественно за счёт ОТС-препаратов. Важной тенденцией
современного рынка является переход на генерики, доля которых растёт на фоне
снижения долей оригинальных препаратов в стоимостном и натуральном выражении.
Другой тренд 2016 года – более высокая динамика продаж отечественных
препаратов. Доля лекарств российского производства в целом на рынке по итогам
2016 года составила 29% в деньгах и 61% в упаковках. Заметим, что доля импортных
препаратов сокращается, тогда как отечественные лекарства увеличивают свой вес
на рынке. Процессы импортозамещения в большей мере заработали в госсегменте.
Этому способствовало принятие Постановления об ограничении госзакупок импортных
препаратов («Третий лишний»). Но изменение соотношения отечественных и импортных
препаратов идет всё-таки невысокими темпами. Поэтому первые места в рейтинге
производителей занимают иностранные компании: Sanofi, Novartis, Bayer.
Для дистрибуторского и аптечного звена основным трендом 2016 года стала
набирающая обороты концентрация.
Сегмент российской фармдистрибуции в последние несколько лет сильно
изменился. За последние два года перестали существовать 3 крупных игрока,
которые входили в ТОП-20. Освободившуюся нишу заняли крупнейшие российские
дистрибуторы, тем самым доля ТОП-3 компаний выросла с 45% до 56%. При этом и
конкуренция в тройке лидеров усилилась. В 2016 году первое место вернул себе
дистрибутор «Протек», заняв 21,5%. Второе место у дистрибутора «Катрен» с долей
21,2%. ТОП-3 в 2016 году замыкает дистрибутор «Пульс», который в последние годы
в среднем растет на 40%.
Консолидация аптечных сетей стала ключевой тенденцией 2016 года. Наилучших
результатов в объединении аптек и аптечных сетей добилась Ассоциация независимых
аптек «АСНА», заняв 7,8% рынка и представляя интересы 4 215 точек продаж. Среди
«традиционных» сетей максимальную долю занимает аптечная сеть «36,6» - 4,7%.
«Мы рады представить вам наш годовой аналитический отчёт, описывающий
фармацевтический рынок России: динамика, объёмы, прогнозы. Прошедший год ещё раз
показал, что российскому фармрынку нужно ещё тонко настраиваться и
сбалансироваться, чтобы учесть экономические интересы государства,
фармацевтических производителей (и отечественных, и зарубежных) и, самое
главное, сделать это таким образом, чтобы отрасль выполняла свою важнейшую
социальную функцию — обеспечивала необходимыми препаратами тех, кто в них
нуждается. Если же говорить о прогнозах, то в краткосрочной перспективе основным
фактором, влияющим на фармрынок, останется финансово-экономическая ситуация в
стране. В 2017 году прирост рынка в целом составит порядка 9% в рублях», -
отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей
Шуляк.