Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
АРФП: импортозамещение эффективно только тогда, когда оно экспорториентировано
29 июня в медиа-центре «Российской газеты» состоялся первый Бизнес-форум «Экспорт в приоритете: Как преодолеть барьеры и реализовать экспортный потенциал импортозамещающей продукции». Форум стал стартовым мероприятием Делового клуба лидеров российского импортозамещения, созданного Оргкомитетом премии «Приоритет» при содействии ФГБУ «Редакция «Российской газеты» и Российского экспортного центра.
Главная тема форума - успешный вывод российской продукции на международные
рынки. Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических
производителей Виктор Дмитриев выступил спикером на стратегической сессии и
рассказал об импортозамещении в отрасли.
«Импортозамещением мы занимались всегда, еще до санкционных новелл и их
макроэкономических последствий. Российский фармрынок – это рынок дженериков,
т.е. воспроизведенных препаратов. Ситуация, которая сложилась после 2014 года,
только подстегнула этот процесс. Надо понимать, что эффективным импортозамещение
будет только тогда, когда оно будет нацелено на экспорт. В противном случае мы
будем стагнировать и превращаться в застойное болото. Сегодня, к сожалению,
соотношение импорта и экспорта в фармацевтической отрасли характеризуется
соотношением 1:15. По итогам прошлого года мы экспортировали на 500 млн $, а
импорт пришел на 7 млрд $», - подчеркнул спикер.
Также Генеральный директор АРФП выделил основные моменты, которые если не
мешают, то определенно усложняют жизнь фармацевтической отрасли. «Во-первых, не
всегда наши регуляторные процедуры внутри страны гармонизированы и соответствуют
таким процедурам в зарубежных странах. Это приводит к тому, что мы дублируем
большое количество предрегистрационных процедур, которые проводим при выоде
препарата на Российский рынок. Это и клинические исследования, и вопросы
подтверждения качества производства по стандартам GMP и многие другие процессы.
Во-вторых, все более актуальным становится вопрос патентной защиты. У нас мало
опыта по патентованию своих продуктов за рубежом. Мы четко понимаем, что с
дженериковым препаратом за рубежом мы попадаем в жесткую конкурентную среду. А
выходить с новым препаратом на новый рынок без гарантированной патентной защиты,
рискованно, так как есть вероятность его быстрого воспроизведения конкурентом.
Наш опыт в международном патентовании еще мал и недостаточен, для того чтобы
быть спокойными о судьбе препарата и его патентной защиты за рубежом.
В-третьих, чисто технический вопрос, который касается Российских торговых
представительств за рубежом. Мы не всегда получаем адекватную поддержку со
стороны этих структур, даже в странах СНГ. Так, мы периодически сталкиваемся с
банальной проблемой конвертации валюты в Узбекистане. Из-за этого многие
компании уходят с этого рынка, хотя их препараты в стране крайне востребованы.
Проблема в том, что экспортируя продукт за рубеж, мы не можем планировать
получение средств за него», - отметил Виктор Дмитриев.
Спикер выразил надежду, что благодаря работе клуба, озвученные проблемы будут
решаться быстрее и эффективнее.