Главная    Med Top 50    Реклама

· Медицинские события · Быстрый поиск
· Поиск врачей

Новости медицины / Онкология и гематология | Опубликовано 05-02-2018

Онкология и гематология

Ученые вплотную подошли к возможности медикаментозного излечения некоторых тяжелых форм рака

Современные методики лечения рака подтверждают, что ученые вплотную приблизились к тому рубежу, который полностью изменит парадигму противоопухолевой терапии. Если сегодня в онкологии не принято говорить о полном излечении (успешным достижением считается длительная ремиссия), то исследуемые противоопухолевые препараты в будущем позволят полностью излечить пациента, без риска возвращения заболевания. Об этом заявил глобальный вице-президент по медицинским вопросам направления «Онкология» компании Janssen Марк Вилдгаст.

В течение 50 лет основным методом лечения злокачественных образований являлась химиотерапия, напомнил он, однако за последние 30 лет был разработан ряд инновационных препаратов с различными механизмами действия, существенно расширяющими возможности противоопухолевого лечения. Одним из ключевых стало направление таргетной терапии. Некоторые таргетные методы основаны на работе с иммунной системой пациента, — это направление иммуноонкологии, которое, возможно, и приведет к полной победе над некоторыми формами рака.

Для борьбы со злокачественными заболеваниями, напомнил Вилдгаст, компанией уже создан ряд инновационных препаратов, обладающих высокой эффективностью даже без применения химиотерапии. Стратегии, которые сейчас исследуются компанией – разработка таргетной терапии против сигнальных путей, вовлеченных в развитие опухоли, новое поколение иммуноонкологических препаратов, прецизионная или персонализированная медицина и диагностика, использование комбинаций подходов и методов для излечения, прерывание развития рака. Основные области в онкологии, где появляются новые разработки и проводятся исследования Janssen, – это онкогематология, рак предстательной железы и рак легкого. В онкогематологии исследователи компании занимаются поиском терапии нового поколения, действие которой может быть основано на одном из механизмов: терапия на основе презентации антигенов опухоли (презентация антигенов – это один из ключевых процессов, в ходе которого компоненты системы врождённого иммунитета, такие как макрофаги и дендритные клетки, стимулируют иммунный ответ системы приобретённого иммунитета путём представления (презентации) захваченного ими антигена Т-лимфоцитам); терапия ингибиторами чекпойнтов (контрольных точек) иммунного ответа и использование ко-стимулирующих молекул; перенаправление поверхностного белка CD3, таргетированное воздействие на клетки костного мозга. Компания исследует и биспефические антитела, которые воздействуют одновременно на B-клеточный антиген созревания (BCMA) и поверхностный белок CD3 на миеломной клетке, стимулируя таким образом работу Т-лимфоцитов по борьбе с опухолевыми клетками.

Один из современных подходов в иммуноонкологии – воздействие на чекпойнты (контрольные точки) иммунного ответа. Как известно, способностью определять и убивать чужеродные клетки в организме обладают Т-лимфоциты. PD-1 — это белок на Т-лимфоците. Обычно он действует как «выключатель», который помогает Т-лимфоциту не атаковать здоровые клетки в организме. «Выключатель» работает за счет связывания белка PD-1 с PD-L1 – белком на здоровых (и опухолевых) клетках. Когда PD-1 связывается с PD-L1, Т-лимфоцит прекращает атаковать клетку. На поверхности некоторых опухолевых клеток расположено большое количество белка PD-L1, что позволяет им избегать иммунной атаки. Одним из перспективных методов иммунотерапии опухолей является блокировка ингибирующего сигнала, передающегося через подобные иммунологические контрольные точки, приводящая к реактивации противоопухолевого иммунного ответа. Однако, к сожалению, опухолевые клетки способны удачно маскироваться, причем механизмы такой маскировки весьма разнообразны. В связи с этим препараты, которые, в частности, блокируют взаимодействие белков PD-1 и PD-L1, не способны полностью решить проблему успешной терапии рака.

Другим инновационным механизмом борьбы с некоторыми онкогематологическими заболеваниями является, например, ингибирование компонентов сигнального пути рецепторов опухолевых клеток.

Исследования показывают, что в нормальных B-клетках и потенциально в их злокачественных аналогах тирозинкиназа Брутона (BTK) является неотъемлемым компонентом сигнального пути B-клеточного рецептора (BCR). Неправильное функционирование BTK может помешать созреванию и выживанию B-клетки. Ингибирование BTK препятствует выживанию, связыванию с микроокружением и миграции опухолевых клеток. Этот механизм действия уже эффективно применяется в мире и в России в терапии хронического лимфолейкоза и различных видов В-клеточных лимфом.

Другая многообещающая разработка в онкогематологии направлена на подавление мембранного биомаркера CD123, который может способствовать пролиферации (делению) опухолевых клеток у пациентов с острым миелолейкозом. Антитела с токсическими свойствами перезапускают собственную иммунную систему пациента, вызывая апоптоз (естественную, «запрограммированную» гибель) опухолевых клеток — в результате наступает ремиссия заболевания.

Еще одним потенциальным направлением в терапии рака, направленным на активацию иммунной системы пациента, является использование CAR-модифицированных клеток (CAR – сhimeric antigen receptor, химерный рецептор антигена). Если у иммунных клеток пациента нет правильного рецептора (белка), чтобы обнаружить опухолевую клетку, они не могут присоединиться к ней и уничтожить ее. Для CAR-T терапии используются собственные Т-лимфоциты пациента, которые генетически изменяются в лаборатории путем интеграции химерного рецептора антигена (так получается CAR-T клетка) к конкретным опухолевым клеткам. CAR-T клетки затем возвращаются в организм пациента, чтобы с использованием интегрированного рецептора обнаружить и убить опухолевые клетки.

«Существующая таргетная терапия подтверждает свою эффективность, а текущие разработки являются потенциально перспективными методами лечения рака в будущем, – добавил Вилдгаст. – В настоящее время Janssen исследует 10 молекул для лечения онкологических заболеваний. Не всегда можно говорить о том, что какой-то из механизмов действия более перспективный, чем другой. Если терапия подходит пациенту, дает великолепные результаты и может применяться в комбинации с другими препаратами – это перспективно. Я думаю, что именно работа с различными механизмами действия, комбинация различных форм терапии будет использоваться для разработки инновационных методик лечения, которые помогут нам полностью излечить рак. Возможно, в скором времени некоторые формы рака, в частности множественная миелома, уносящая огромное количество жизней, станут обычными излечимыми заболеваниями».

Источник: riaami.ru