Главная    Med Top 50    Реклама

· Медицинские события · Быстрый поиск
· Поиск врачей

Новости медицины / Фундаментальная медицина | Опубликовано 12-02-2018

Фундаментальная медицина

Медицинские мифы: умение сворачивать язык в трубочку - это гены?

Долгое время считалось, что умение сворачивать язык в трубочку - отличный пример того, как работают гены, передавая эту способность от родителей детям. Однако, как выяснила корреспондент BBC Future, все не так просто.

Встаньте перед зеркалом, приоткройте рот и попробуйте соорудить из собственного языка если не трубочку, то хотя бы букву U. Если получится, то вы один из тех, кто может гордо называть себя "сворачиватель языка". Так умеют делать от 65 до 81% всех людей, причем женщин среди них больше, чем мужчин.

Если вы уже проводили этот эксперимент, вполне вероятно, это было на уроке биологии, когда учитель объяснял вам, как работают гены. Помню, как я, сидя на высоком лабораторном табурете, безуспешно пыталась свернуть язык в трубочку, в то время как у моих друзей это получалось, казалось бы, без усилий. И нам объяснили: причина того, что не у всех это получается, состоит в том, что это умение передается с генами.

Либо вы получили по наследству от родителей нужный для сворачивания языка в трубочку ген, либо нет. И если вы не располагаете таким геном - увы, вам никогда не удастся сделать это. Умение бесполезное, согласна, и тем не менее в свое время я провела немало минут, упражняясь - чтобы мои одноклассники не подумали, что я не хозяйка своему языку. К собственному удивлению, в итоге у меня получилось! И это меня озадачило - ведь генетически унаследованные умения вроде бы не должны приобретаться таким образом, путем тренировки.

Объяснение тому, что я смогла это сделать, простое: представление о том, что способность сворачивать язык в трубочку передается с генами, - миф. И тем не менее по сегодняшний день вы можете найти этот пример в учебниках по биологии. В 1940 году видный американский ученый-генетик Альфред Стёртевант предположил, что умение сворачивать язык в трубочку - это так называемое менделевское наследование, при котором вы получаете не смесь генов обоих родителей, а определенные гены от одного из них.

Цвет глаз, оттенок кожи, веснушки, судя по всему, передаются именно так (хотя теперь мы знаем, что на это могут повлиять и разные варианты других генов). Стёртевант отметил, что некоторые из детей отказались открыть рот и показать, способны ли они сворачивать язык. Ученый предположил, что не способны. Из тех, кто согласился, четверо могли это делать, несмотря на то, что ни отец, ни мать не обладали таким даром.

Тем не менее Стёртевант заключил, что сворачивание языка предопределено, хотя бы частично, определенным геном. Если бы это было правдой, то генетически идентичные близнецы либо оба должны уметь сворачивать язык в трубочку, либо это не должно получаться ни у одного из них. Однако в исследовании 33 близнецов в 1950 гг. в семи случаях это не подтвердилось: один из братьев умел, а другой - нет.

К чести Альфреда Стёртеванта, когда он узнал об этих результатах, то написал затем в своей книге, что способность сворачивать язык в трубочку - все-таки не менделевское наследование, и что ему очень неудобно, когда он видит ссылки на него в этом вопросе. Что не остановило тех, кто продолжал включать в школьные учебники этот миф. Вопрос еще более усложняется тем, что некоторых людей невозможно отнести ни к "сворачивальщикам", ни к "несворачивальщикам": они могут слегка приподнять края языка, но свернуть его до конца или изобразить букву U не способны.

Конечно, вы можете сказать, что это умение абсолютно бесполезно и в жизни никак не пригодится. Но именно эта бесполезность и делает его изучение таким интересным для генетиков. Это не то, что будут стремиться натренировать люди (по крайней мере, подавляющее большинство людей), и не то, что вызывает горячие дискуссии в обществе. Таким образом, изучение этого феномена никак не влияет на общество, окружающую среду и т.д. - так же, как и окружающая среда никак не влияет на эти исследования.

И к чему же мы пришли в результате десятилетий изучения вопроса? Что нам известно? Вероятно, некий генетический элемент в этом присутствует, но он не такой однозначный, как считалось. Скорее всего, в формировании этой способности участвует не один ген, и много, или разные их комбинации. И, видимо, не одна я достигла успеха через тренировки. Когда Джон Макдоналд с биологического факультета Делавэрского университета (США) попросил 33 студентов, не умеющих сворачивать язык в трубочку, попрактиковаться в этом ежедневно, спустя месяц у одного из них стало получаться.

Согласна, количество не впечатляет. Но, может быть, это получилось у тех, о ком не знают ученые. И если вы из таких людей, мне было бы интересно узнать о вашем опыте.

Источник: Bbc.co.uk