Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Аптечный рынок лекарственных препаратов в 2017 году: +6,5% в рублях и +3,5% в упаковках
По данным DSM Group, за 2017 год через аптечную сеть было реализовано 5 065,8 млн. упаковок лекарств на сумму 940,7 млрд. рублей в розничных ценах. Это на 6,5% выше, чем в 2016 году в стоимостном выражении и на 3,5% выше в натуральном выражении.
Положительная динамика в упаковках в 2017 году свидетельствует об улучшении
покупательской способности населения и о снижении влияния
финансово-экономических факторов на фармацевтический рынок.
«В 2016 году фармацевтический рынок начал расти в августе, из-за раннего
начала сезона простудных и вирусных заболеваний. Высокие темпы роста сохранялись
и в первом полугодии 2017 года. Но начиная с августа прирост аптечного рынка ЛП
заметно снизился. «Виновником» такой динамики стали теплая погода осенью и
зимой, низкий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ, которые не привели к росту
спроса на «сезонные» препараты. В упаковках же рынок показал даже отрицательные
значения. Таким образом, годовой прирост рынка определился опять в 4 квартале –
в 2017 году «4 квартал» сыграл на понижение, в результате прогнозные значения в
9% не были достигнуты», - отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный
директор DSM Group Сергей Шуляк.
Несмотря на рост рынка в упаковках, ценовой фактор также внес свой вклад в
рост аптечного рынка. В большей мере это было связано с изменением структуры
продаж в пользу более дорогих лекарственных средств. Инфляция на лекарства в
2017 году оказалась практически нулевая – по итогам декабря 2017 года цены
выросли только на 0,3% относительно декабря 2016 года. Низкий рост цен и раньше
наблюдался, но на препараты списка ЖНВЛП. В 2017 году такие препараты выросли на
0,06%. В отчетном году низкая инфляция были и на остальные лекарственные
позиции, продающиеся в аптеках – 0,4%.
Низкий рост цен на препараты отмечается во всех подгруппах: импортные
увеличились в цене на 0,6%, российские лекарства упали на 0,5%. Рецептурные
препараты в среднем потребителю стали обходиться на 0,1% дороже, безрецептурные
– на 0,4%.
До 2017 года основной рост цен наблюдался на препараты дешевого сегмента (до
50 рублей). 2017 стал исключением по этому показателю: препараты данной ценовой
категории потеряли 3,4% в среднем в цене, тогда как лекарства, относящиеся к
«дорогому» сегменту (от 500 руб. и выше) стали стоить на 0,2% больше. Основное
«подорожание» коснулось сегмента от 150 до 500 рублей – 1,2%.
В 2017 году продолжился переход потребителя на более дорогие лекарственные
средства. Сильнее всего вырос ценовой сегмент «свыше 500 рублей» - на 12% в
рублях и на 13% в упаковках. За счёт такого прироста доля данного сегмента
увеличилась практически на 2% в деньгах. Несмотря на высокую выручку препаратов
с ценой выше 150 рублей, у потребителя остается популярным сегмент с ценой до 50
рублей – в упаковках доля таких лекарственных препаратов занимает около 40%. При
этом сохраняется тенденция уменьшения - доля препаратов «низкого» ценового
сегмента снизилась на 0,7% в упаковках и на 0,4% в стоимостном.
Соотношение импортных и отечественных продаж лекарственных препаратов:
в 2017 году доля отечественных препаратов составила 28,5% в стоимостном
выражении и 58,7% в натуральном. При этом заметим, что реализация отечественных
препаратов в рублях выросла на 7,4%, тогда как объём продаж импортных препаратов
на 6,1%. За счет этого доля российских препаратов в структуре аптечных продаж
увеличилась, причем рост доли происходит как в стоимостном объеме, так и в
натуральном выражении.
Средняя стоимость упаковки отечественного препарата в розничных ценах за 2017
год составила 90 руб., что приблизительно в 3,6 раз ниже стоимости упаковки
импортного лекарственного средства (стоимость средства зарубежного производства
в ценах закупки аптек составила порядка 321 рублей).
Соотношение продаж лекарственных препаратов рецептурного и безрецептурного
отпуска: в 2017 году доля безрецептурных препаратов составила 50,4% в
стоимостном выражении и 67,6% в натуральном. RX-препараты росли быстрее в
денежном выражении (+7,7%), тогда как безрецептурные к 2016 году выросли на
5,3%. В упаковках разница приростах почти в два раза (5,4% для рецептурных
против 2,6% для ОТС-препаратов). В результате доля безрецептурных препаратов
сократилась на 0,6%.
За счет большего прироста как в денежном, так и в натуральном выражении, доля
рецептурных препаратов выросла. В упаковках доля увеличилась также на 0,6%.
Средняя стоимость упаковки рецептурного препарата была на уровне 283 руб.,
безрецептурный препарат стоил в розничных ценах аптек в среднем 139 руб.
Колебания в цене по сравнению с 2016 годом были в пределах 2%
Соотношение продаж оригинальных и генерических лекарственных препаратов:
в 2017 году доля оригинальных препаратов составила 34,6% в стоимостном выражении
и 13,8% в натуральном. При этом относительно 2016 года доля продолжает
сокращаться по обоим показателям. Генерические препараты в целом выросли в
стоимостном объеме на 8,3%, в упаковках на 4,1%, тогда как темп прироста
оригинальных препаратов составил только 3,2%, а в натуральном выражении остался
на уровне 2016 года.
Таким образом, потребитель переключается на генерические препараты, чаще на
брендированные генерики. Так, в упаковках брендированные генерики выросли на
6,9%, а препараты, продающиеся по МНН, только на 0,7%.
Средняя стоимость упаковки оригинального препарата составила 646 руб. (+3,5% к
показателю 2016 года), генерик закупался в среднем по 141 руб. (+4%).
ТОП-20 брендов, лидирующих по объёму продаж на коммерческом рынке России
Совокупно ТОП-20 брендов занимают 10,9% рынка. В рейтинге брендов, лидирующих
по объему на коммерческом рынке, можно отметить ряд существенных изменений.
Полностью изменился ТОП-3. На первое место вышел «Нурофен», обогнав «Кагоцел».
Третье место, поднявшись на 5 строчек вверх, занял «Детралекс».
Один из лидеров прошлых периодов «Ингавирин» по итогам продаж 2017 года
оказался только на 7 месте, продемонстрировав максимальное снижение (-10%).
Из существенных положительных изменений можно отметить +9 мест и вхождение в
ТОП-20 препарата «Канефрон», +6 мест «Ксарелто», +5 мест «Детралекс». Покинул
рейтинг только препарат «Дюфастон» (27 строчка).
Рейтинг
2017 г. |
Изменение |
Бренд |
Стоимостный объем, млрд руб. |
Прирост стоимостного объема |
Доля |
2017 г. |
1 |
2 |
НУРОФЕН |
7,1 |
14,9% |
0,8% |
2 |
-1 |
КАГОЦЕЛ |
6,2 |
-9,3% |
0,7% |
3 |
5 |
ДЕТРАЛЕКС |
6,1 |
21,9% |
0,7% |
4 |
1 |
КОНКОР |
6,1 |
6,2% |
0,6% |
5 |
2 |
КАРДИОМАГНИЛ |
6,0 |
13,7% |
0,6% |
6 |
-2 |
ЭССЕНЦИАЛЕ |
5,9 |
-0,8% |
0,6% |
7 |
-5 |
ИНГАВИРИН |
5,7 |
-10,0% |
0,6% |
8 |
-2 |
АКТОВЕГИН |
5,7 |
4,5% |
0,6% |
9 |
1 |
МИРАМИСТИН |
5,6 |
23,0% |
0,6% |
10 |
1 |
МЕКСИДОЛ |
5,3 |
19,3% |
0,6% |
11 |
-2 |
ТЕРАФЛЮ |
5,1 |
5,6% |
0,5% |
12 |
1 |
ПЕНТАЛГИН |
5,1 |
16,5% |
0,5% |
13 |
6 |
КСАРЕЛТО |
4,8 |
43,5% |
0,5% |
14 |
-2 |
ЛОЗАП |
4,5 |
1,4% |
0,5% |
15 |
-1 |
НАЙЗ |
4,3 |
2,8% |
0,5% |
16 |
- |
ЛИНЕКС |
4,2 |
10,0% |
0,4% |
17 |
- |
ВОЛЬТАРЕН |
4,1 |
16,8% |
0,4% |
18 |
- |
ЛОРИСТА |
3,8 |
13,9% |
0,4% |
19 |
-4 |
ЭРГОФЕРОН |
3,8 |
-8,9% |
0,4% |
20 |
9 |
КАНЕФРОН |
3,7 |
17,6% |
0,4% |
В натуральном выражении продолжают лидировать «традиционные» дешевые
препараты «Бактерицидный пластырь», «Цитрамон» и «Уголь активированный». Шесть
препаратов, входящих в ТОП-20 по упаковкам, показали отрицательную динамику,
причем большая часть из них относится к успокаивающим: «Валериана», «Корвалол»,
«Пустрыник». Наибольшие темпы роста демонстрируют «Хлоргексидин, «Омепразол» и «Феррогематоген».
Отметим, что ТОП-20 брендов по натуральному выражению занимают около 21%
аптечных продаж, то есть концентрация выше, чем в стоимостном объеме.
Полный текст отчёта: http://dsm.ru/news/450/