Российская фармацевтическая промышленность может пострадать от расширения Европейского союза, считают в Ассоциации российских фармацевтических производителей (А
Проблема состоит в сроке патентной защиты оригинальных лекарственных препаратов. Фармацевтическая индустрия стран - кандидатов в ЕС, равно как и российская, производит главным образом лекарства-дженерики, то есть дешевые аналоги "фирменных" препаратов. В соответствии с международным законодательством местные производители получают право выпускать подобные лекарства по истечении определенного срока патентной защиты.
И сейчас вступающие в ЕС государства при
поддержке Австрии, Испании и Португалии стремятся провести решение о сокращении
срока патентной защиты до 5 лет. Союзником этих стран является и Всемирная
организация здравоохранения (ВОЗ), где считают, что жесткие рамки патентной
защиты делают многие эффективные препараты недоступными для жителей бедных стран
из-за высокой цены.
Против такого подхода резко возражает Германия, где находятся наиболее крупные
европейские компании, вложившие огромные средства в разработку современных
препаратов. Позиция крупных транснациональных компаний понятна:
фармакологические исследования, разработка нового современного препарата и
выведение его на рынок - процесс очень дорогой. В среднем на одно лекарство
тратится 300 - 500 млн. дол.
Этот конфликт касается и России. Как подчеркнул исполнительный директор АРФП
Виктор Дмитриев, из-за нынешней неопределенности в отношении патентной защиты у
отечественных производителей могут возникнуть серьезные трудности при вступлении
страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Кроме того, российские компании ведут активный бизнес на фармацевтических рынках
Восточной Европы и Балтии. В мае 2004 г. эти государства войдут в ЕС.
Естественно, что российские производители не хотели бы терять свои позиции на
рынках этих стран. Как считают в АРФП, в случае нерешенности проблемы сроков
патентной защиты вполне вероятно введение дискриминационных мер в отношении
российских фармацевтов.
За предстоящий год можно успеть кое-что сделать, чтобы подготовиться к новой
ситуации. По мнению Виктора Дмитриева, необходимо провести ревизию
законодательства в сфере регулирования оборота лекарственных средств. Это
касается законов о лекарствах и о рекламе, а также Налогового кодекса. К работе
следует привлечь максимальное количество заинтересованных лиц: производителей
препаратов, руководителей регулирующих органов, врачей, занятых в проведении
клинических испытаний. Наконец, попросту необходима активная работа с
европейскими коллегами - с тем чтобы добиться принятия решения о сокращении
срока патентной защиты фирменных препаратов.
Источник: Pharmindex.ru