Полезные советы / Генетика | Опубликовано 24-12-2018

Генетика

ДНК народов мира. Путешествие во времени и пространстве

В последние годы генетика как наука переживает эпоху своего расцвета. Ведется большое количество исследований, в том числе и в области истории народов мира. Как оказалось, с помощью ДНК можно сделать неожиданные открытия в этой области.

ДНК народов мира. Путешествие во времени и пространствеБезусловно, генетические границы являются гораздо более размытыми, чем языковые и культурные. Большое влияние на этот факт оказывали миграции, войны и смешанные браки. Сегодня на земле уже практически не существует чистокровных народов. Посмотрим, что генетикам удалось узнать о жителях разных стран.

Европа

В 2008 году учеными из США было проведено исследование ДНК людей, проживающих в разных странах Европы. Для этого были отобраны добровольцы из различных регионов. Выяснилось, что большинство исследуемых имеют общих генетических предков, за исключением финнов. Они, неожиданно, оказались совершенно отдельной генетической группой. При этом, отличаются они не только от европейцев, но и от своих ближайших соседей – скандинавов. Генетические различия между французами и немцами оказались очень незначительными, так что их можно назвать генетическими братьями. Жаль, что Адольф Гитлер не узнал этих открытий ДНК, так как у него отпали бы основания считать немцем – уникальной сверх расой.

Интересный факт, что у европейцев присутствует генетическая хорошая способность употреблять большие объемы спиртного. Эта способность предусмотрена геном на хромосоме 4, кодирующим синтез фермента алкогольдегидрогеназы. Эта эволюционно прогрессивная способность сейчас уже является у европейцев врожденной. Откуда это пошло? В средние века в Европе нельзя было употреблять сырую воду, потому что в ней было множество микробов. Последние, в свою очередь, вызывали массовые эпидемии дизентерии и других инфекций ЖКТ. Поэтому, пили в основном вино, которое выступало в роли дезинфектора. В России тоже употребляли много спиртного по той причине. А еще потому, что государства расположены в северных широтах и алкоголь выполнял согревающую функцию. В результате, привычка перешла на генетический уровень. Например, коренные жители Австралии такой способностью не обладают, у них фермент расщепления этанола работает очень плохо.

Исландия – генетическая изоляция

В 1994 году был обнаружен второй по счету ген рака молочной железы BRCA2, расположенный на хромосоме 13. Довольно редкая мутация этого гена делала женщин более расположенными к раку молочной железы. Этот ген был выявлен благодаря изучению нескольких исландских семей, в которых многие поколения женщин сталкивались с этим заболеванием. Исландия – это своеобразная естественная генетическая лаборатория, так как все население этой страны произошло от небольшой группы норвежцев, высадившихся здесь в 900-х годах нашей эры. Одиннадцать веков изоляции и средневековые эпидемии сформировали здесь совершенно индивидуальную чистую генетику. Несколько современных генетиков из Исландии открыли частную лабораторию по изучению генов исландцев. В результате, ген рака молочной железы был обнаружен у большинства женщин Исландии.

Интересный факт про генетику евреев

Евреи, как и исландцы, представляют из себя относительно чистую генетическую расу. Хоть они не жили на острове в океане, но по культурно-историческим причинам в свою расу не пускали иноверцев и чужеземцев. Сегодня евреи стали объектом пристального изучения генетиков. В США был создан комитет по предупреждению генетически заболеваний евреев. Выполняет он интересные задачи – изучает ДНК евреев и выдаёт им разрешения на брак. Дело в том, то ели у двух евреев будут обнаружены одинаковые мутации в гене, ведущие к болезни Тея-Сакса (детское слабоумие), то разрешение на брак паре не дадут. Именно это заболевание было до недавнего времени широко распространено внутри расы. Работа этого комитета в конце 90-х дала блестящие результаты, так как болезнь была практически устранена.
Существуют и другие народы, которые очень следят за своей генетической чистотой, например народы Кавказа. Как известно, там исторически не приемлемы межнациональные браки. Благодаря этому, например, армяне и грузины сохранили генетическую уникальность на высоком уровне.

Россия и соседи

Убеждение, что русские, белорусы и украинцы произошли от общих предков – славян прочно сидит в сознании людей постсоветского пространства. При этом, с точки зрения генетики этот факт до сих пор под вопросом. Скорее, мы привыкли так считать из-за общности истории, географической близости и внешней похожести. Впервые эту идею в массы запустила императрица -Екатерина 2, так как на тот момент это было исключительно выгодно политически. Недавние исследования генетиков из России покали, что установить точного предка россиянина сейчас уже очень сложно, потому что приходится иметь дело с грандиозной генетической солянкой. Максимально «славянскую» ДНК имеют люди, проживающие в центральной России, то есть, в границах государства эпохи Ивана Грозного. Исключение сейчас составляет Москва из-за массовой миграции. Кстати, в недавнем прошлом между историками возникали споры о том, было ли на самом деле татаро-монгольское Иго, или нет. Генетики, разумеется, не могут ответить с точностью на политико-исторические вопросы, но то, что отношения между русскими и татарами были плотными долгий исторический период в ДНК прослеживается совершенно четко. Еще много общего у русских с генетикой поляков и прибалтов. Это, как известно, тоже можно обосновать с исторической точки зрения.
Интересная предположение ученых - судя генетике, самым древним славянским народом были белорусы, от которого, возможно, и произошли русские и украинцы, а не наоборот, как мы привыкли считать.

Америка. Кто живет в теремочке

В США сейчас живет много потомков европейцев со схожей с ними ДНК. Это вполне легко объяснимо с точки зрения истории. После открытия «Новой Земли» Христофором Колумбом, эти территории активно заселяли мигранты из Европы. Также имеется процент афроамериканцев в результате длительного рабства. А вот на счет коренного населения Америки – индейцев недавно были сделаны интересные генетические открытия. Оказалось, что они имеют схожую ДНК с жителями Сибири! Были опубликованы сведения, что шаманы из резервации североамериканских индейцев – родственники шаманов с Алтая. Международные генетические исследования показали, что предки индейцев выбыли с Алтая около 20 000 лет назад. Кстати, в этом исследовании принимали участие профессора из Института цитологии и генетики СО РАН в Новосибирске. Вот такие неожиданные родственные связи можно открыть, изучая особенности ДНК.

Генетику народов мира можно обсуждать очень долго, так как на земле живет более 2 тысяч народов и народностей. При чем, сегодня исследования еще активно продолжаются, и, возможно, в ближайшем будущем нас ждут новые интересные находки.

Рейтинг: 1.0/10 (всего оценок - 2)