Мозг и генетика. Измерение интеллекта человека
Вот уж много лет ученые ломают голову над природой интеллекта человека. Для начала разберемся в понятиях. Ум (лат. intellectus) — познавательные и аналитические способности человека, отождествляется с разумом, интеллектом или рассудком. Вплоть до 20 века это понятие было в большинстве случаев оценочным – умный человек или глупый. В кругу нобелевских лауреатов понятие «умный» - одно, а, например, в детской компании во дворе – другое.

Но, постепенно человечество все же придумало универсальный способ оценивать
интеллектуальные особенности взрослого человека – тест IQ. В узких кругах и
ранее существовали способы оценить сообразительность человека по определенным
параметрам. Тесты на интеллект впервые появились в Китае в VII веке. Чиновники
проходили экзамены, на которых проверялись их умственные способности, от чего
зависело их распределение по чиновничьим классам.
Прародителями современных тестов IQ стали тесты для школьников, появившиеся в
30-х годах XX века во Франции. Создал их юрист и психолог Альфред Бине для того,
чтобы выявлять детей с низким потенциалом, у которых могут возникнут трудности в
обучении. Его идею взяли на вооружение европейские психологи. На основе этих
данных, в середине XX столетия некий Гaнc Юpгeн Aйзeнк впервые создал тесты для
проверки интеллекта взрослых людей. Они состояли из нескольких десятков задач и
были названы – тесты на коэффициент интеллекта, IQ (Intellect Quota). Кстати,
сам Aйзeнк был интересной личностью: прославился своими гороскопами для
руководства Третьего рейха, исследованиями психологических различий между
расами, крайне жесткой критикой Фрейда, носил прозвище «человек-термометр».
Именно его стремление все измерять и привело его к желанию измерить «мозг
человека» и созданию тестов на интеллект. По сей день именно его система
оценивания интеллекта считается самой эффективной. Занятный факт: Гитлер был
против массового применения тестов IQ, так как считал евреев причастными к
созданию этой концепции. А все, что касалось евреев, как известно, он крайне не
любил. Кстати, в СССР того времени тесты IQ тоже были запрещены лично Сталиным,
так как он считал их «бестолковым буржуазным развлечением», кроме того, это
откровенно противоречило идее всеобщего равенства и братства. Активно
использовать эти тесты стали только в конце XX века.
Как гены предопределяют интеллект. Научный эксперимент
До сих пор между учеными нет однозначного мнения о том, насколько велико
влияние генетики на умственные способности людей. Очевидно одно – оно есть, и
исключать генетические факторы при оценке интеллекта человека никак нельзя.
Остается только дать ответ на главный вопрос - насколько сильно образование,
развитие и окружающая обстановка могут оказать влияние на интеллект? Ответ на
него искала группа ученых и США под руководством преподавателя криминологии
Кевин Бивера из университета Флориды. На протяжении 10-ти лет они проводили
эксперимент с целью выявить, какие факторы могут влиять на интеллектуальное
развитие детей. Объектом их исследований стали не обычные дети, а постояльцы
детских центров и приютов, которые в раннем возрасте были усыновлены в
благополучные семьи. Сделано это было для того, чтобы выяснить что окажет
большее влияние на ребенка: генетика или старания приемных родителей.
Для полноценного анализа, ученые еще взяли данные масштабного проекта по
наблюдению за здоровьем подростков и молодых людей «Add Health», который
проводился под руководством правительства США с конца 80-х годов XX века. В нем
приняли участие более 15 тысяч детей и их родителей, в том числе приемные семьи.
За это время в США замерили уровень IQ у детей в детсадовском возрасте, затем у
учеников начальной школы, а также возрасте от 18 до 25 лет. Дополнительно была
проведена серия интервью и анкетирования среди их родителей, чтобы понять, как
они воспитывали и развивали своих детей. Суммируя данные, удалось составить
довольно четкую картину о том, как родители и круг общения смогли повлиять на
интеллект детей.
Результаты исследования Бивера были опубликованы в 2014 году в журнале «Intelligence».
Надо сказать, что они оказались неожиданными. Исследователи утверждали, что
качество воспитания абсолютно никак не влияло на то, насколько хорошо и быстро
развивались умственные способности детей. Уровень IQ школьников и молодых людей
не зависел ни от уровня образования или уровня достатка их приемных родителей,
ни от заботы и внимания в детстве, ни от уровня контактов между ними. «Все это
не означает того, что я рекомендую родителям не читать детям книжки и не
помогать им найти свое место в жизни. Я не утверждаю, что уровень интеллекта
жестко задается до рождения ребенка на свет и больше никогда не меняется —
многое зависит от окружающей среды в процессе взросления, но не от того,
насколько качественно родители заботятся о детях. Тем не менее, если мы всерьез
говорим о том, что воспитание может улучшить когнитивные способности детей, то
мы просто занимаемся самообманом», — прокомментировал сам Бивер.
После этого в Scientific American был опубликован комментарий Роберта Пломина
- директора центра психиатрии в лондонском Кингс-колледже. Он в целом согласился
с данными исследований Бивера, и подтвердил, что научное сообщество в настоящее
время подтверждает зависимость интеллекта человека от его генов. Но, тем не
менее, он не согласен с тем, что гены решают все и развитие в течение жизни
оказывает минимальное влияние на интеллект. Все-таки, мозг можно и нужно
развивать. Возможно, чтобы добиться определенного уровня, людям нужно прилагать
разую степень усилий, в силу различия генетических данных, но это не означает,
что есть «интеллектуальный потолок», выше которого здоровый человек не может
прыгнуть.
Недавно были опубликованы данные исследований, что в младенческом возрасте
генетика на 20% определяет когнитивные способности человека, в детстве — на 40%,
а в зрелости — на 60%. Вероятно, такая зависимость обусловлена тем, что с
течением жизни человек находит область деятельности, в которой его генетические
преимущества находят максимальную реализацию.
Исследования ученых в области анализа генетических аспектов интеллекта
продолжаются и сегодня. В том числе идет изучение генетических патологий,
ведущих к слабоумию (например, синдром Дауна). Вероятно, в будущем ученые смогут
детально установить, как связаны гены, интеллект и мозг. А пока мы советуем
каждому развивать свой интеллект, независимо от того, какие данные дала природа.

Иные интересные факты про уровень IQ:
- Среди людей с высоким IQ (более 85) в два раза больше разводов,
- Средний уровень IQ в мире растет, с каждым годом становясь на 1% выше
предыдущего,
- Люди с низким IQ (ниже среднего) в 10 раз чаще оказываются за гранью
бедности, имеют более слабое здоровье и потенциал к росту на работе,
- Среди людей с низким IQ в 3 раза больше преступников, чем среди людей с IQ
выше среднего,
- Люди с IQ ниже среднего значительно чаще закачивают жизнь суицидом.
Kомпания Basis Genotech Group