Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Продажи диагностических приборов и средств в аптеках в 1 квартале 2019 г.
Диагностические приборы и средства занимают существенную долю в группе аптечного ассортимента «Изделия медицинского назначения» (ИМН), и обладают своими специфическими особенностями, поэтому компания DSM Group выделяет их в отдельный сегмент.
Группа диагностических приборов и средств
достаточно разнообразна и включает в себя 33 типа товаров. Наиболее
востребованными средствами в стоимостном эквиваленте являются «Тест-полоски для
глюкометра» (доля 42,1%) и «Тонометры» (доля 33,3%), в натуральном – «Тесты на
беременность» (доля 52,0%) и «Тест-полоски для глюкометра» (доля 16,7%).
По данным Ежемесячного розничного аудита
фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group (АО «Группа ДСМ»), в 1
квартале 2019 года в аптеках страны было реализовано 14,0 млн упаковок
диагностических приборов и средств на сумму порядка 6,1 млрд рублей. При
сравнении с аналогичным периодом 2018 года продажи выросли на 1,0% в рублях,
однако в упаковках объём реализации сократился на 2,6%.
За январь-март 2019 года относительно 1 квартала
2018 года половина наиболее популярных типов средств группы увеличили объёмы
продаж в рублях. Максимальный рост показали бренды, входящие в группу «Тест
диагностический» (+33,1%), при этом наибольший темп снижения был отмечен у
группы «Тонометр» (-12,2%).
ТОП-10 типов диагностических приборов и
средств по стоимостным объёмам продаж, 1 кв. 2019
Тип средства |
Доля, 1 кв. 2019 |
Прирост 1 кв. 2019 /
1 кв. 2018 |
Тест-полоски для глюкометра |
42,1% |
+14,8% |
Тонометр |
33,3% |
-12,2% |
Тест на беременность |
10,5% |
-3,9% |
Термометр |
5,4% |
-8,9% |
Глюкометр |
5,0% |
+19,6% |
Тест на овуляцию |
1,1% |
-0,4% |
Ланцеты |
0,8% |
+6,4% |
Тест для определения наркотиков |
0,6% |
-2,9% |
Тест-полоски для глюкозы |
0,22% |
-7,6% |
Тест диагностический |
0,2% |
+33,1% |
В упаковках семь групп диагностических приборов
сократили объём продаж, исключением стали группы «Тест диагностический»
(+10,7%), «Глюкометр» (+7,3%) и «Тест-полоски для глюкометра» (+6,5%).
Максимальный темп снижения коснулся группы «Тонометр» (-14,4%).
ТОП-10 типов диагностических приборов и
средств по натуральным объёмам продаж, 1 кв. 2019
Тип средства |
Доля, 1 кв. 2019 |
Прирост 1 кв. 2019 / |
1 кв. 2018 |
Тест на беременность |
52,0% |
-3,2% |
Тест-полоски для глюкометра |
16,7% |
+6,5% |
Термометр |
16,0% |
-7,1% |
Тонометр |
7,3% |
-14,4% |
Глюкометр |
2,3% |
+7,3% |
Ланцеты |
1,6% |
-3,8% |
Тест для определения наркотиков |
1,4% |
-2,2% |
Тест на овуляцию |
1,2% |
-3,0% |
Тест-полоски для глюкозы и кетонов |
0,2% |
-11,5% |
Тест диагностический |
0,2% |
+10,7% |
В группе «Тест диагностический» отмечается
максимальное увеличение средневзвешенной стоимости упаковки по итогам первых
трёх месяцев 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018 г. (+20,2%).
Глюкометры и
тест-полоски для глюкометра в аптеках
Совокупно глюкометры и тест-полоски для
глюкометра в аптеках занимают порядка 47,1% от объёма реализации диагностических
приборов и средств. Основными игроками на данном рынке являются F.Hoffmann-La
Roche и Johnson& Johnson, которые занимают доли в 41,1% и 38,7% (соответственно)
данного сегмента в рублёвом выражении. Также заметную долю в данном сегменте
занимает российская компания «Элта» (10,1%) и немецкий производитель Bayer
(9,1%).
В сегменте глюкометров лидирует компания
F.Hoffmann-La Roche с маркой Accu-Chek. Максимальный темп прироста демонстрирует
«Элта» — на 41% в 1 квартале 2019 года относительно аналогичного периода 2018
года.
В тест-полосках лидерство также принадлежит
F.Hoffmann-La Roche. А вот высокие темпы прироста продаж показывают тест-полоски
Bayer (+51% в рублях и +27% в упаковках).
Тонометры в
аптеках
Тонометры – наиболее представленный тип товаров
из диагностических приборов. По итогам 1 квартала 2019 года в аптеках
продавалось около 200 различных вариантов тонометров. На отечественном рынке
выделяются две крупнейшие компании, которые занимают примерно 80% аптечного
рынка тонометров: японские фирмы A&D (43,8%) и Omron (37,0%). При этом в штуках
также лидирует производитель A&D — 42,9%, тогда как на тонометры Omron
приходится 33,9%.
Третью строчку занимают тонометры фирмы B.Well
(12%). Эта марка демонстрирует существенный прирост продаж в 1 квартале — +50%
за счет более низкой средневзвешенной цены на одно изделие (1708 рублей). В
условиях снижения покупательной способности населения стоимость приобретает
более важное значение.
Тесты на
беременность в аптеках
В аптеках по итогам первых трёх месяцев текущего
года продавалось 111 различных наименований тестов на беременность от 36
производителей. Наиболее популярными у потребителей оказались бренды Clear Blue
(28,8% от стоимостного объёма) и Evitest (24,8%).