Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
У нас еще в запасе 116 дней?!
С 1 марта в государственной системе мониторинга движения лекарственных препаратов должны быть зарегистрированы все участники. Предполагается, что их информационные системы уже находятся в боевой готовности для взаимодействия с ГИС «МДЛП».
На сегодняшний день наиболее подготовленным звеном во всей товаропроводящей
цепочке являются фармацевтические производители. Но в отрасли до сих пор
встречаются представители аптек и медучреждений, которые спрашивают: а что такое
маркировка? Тем временем до старта 116 дней. 1 июля 2020 года закон вступает в
силу.
Эксперимент выходит на финишную прямую. Через 4 месяца система должна
заработать в полную силу, однако остаются еще не решенные вопросы. Генеральный
директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев
отмечает, что необходимо обеспечить правовое сопровождение процесса на всех
уровнях в рамках подзаконного регулирования. «По ходу внедрения маркировки мы
видим, что остаются зоны правовых пустот. Не понятно, как будет проходить
обратная логистика, если по какой-то причине препарат бракуют? Кроме того, опыт
показывает, что сегодня система не успевает за новеллами в законодательстве. Так
в нашей нормативной базе производитель может передать дистрибьютору товар на
складское хранение, но в МДЛП эти бизнес-процессы не прописаны. И решения пока
нет», - подчеркнул глава АРФП.
По мнению исполнительного директора Ассоциации «Инфарма» Вадима Кукавы
говорить о готовности системы преждевременно. «У нас с 1 июля этого года система
должна работать, работающая система – это работающие все элементы, не только
производители, дистрибьюторы, но и аптека где-нибудь во Владивостоке, она тоже
должна работать. Каким образом эта система будет работать – не понятно», -
заявил Кукава.
По мнению аналитиков, причины неготовности надо искать в восприятии ситуации
бизнесом, который воспринимает маркировку как некую фискальную систему, от
которой нет и не будет никакой пользы. К сожалению, до сих пор не решен вопрос с
предоставлением бесплатных данных о движении товара по всей цепочке. Эта
информация крайне важна для производителей, она заменит дорогостоящие
маркетинговые исследования и позволит спланировать нагрузку на производство.
Кроме того, постоянные изменения правил за время эксперимента также снизили
степень доверия к проекту.
Так в отрасли вновь поднимается вопрос о сокращении длины кода. Это позволит
не только существенно снизить себестоимость конечной продукции, но и сократит
количество брака при нанесении кода на упаковку. По расчетам специалистов, с 1
июля ожидается повышение цен в среднем 2-2,5 рубля на упаковку. «Если на дорогих
препаратах это будет не так заметно, а вот на низком ценовом сегменте –
ощутимо», - заметил Виктор Дмитриев.
Будут ли очередные изменения правил? Снизят ли плату за код? И стоит ли ждать
переноса срока? «В мае депутаты Государственной Думы вместе с Росздравнадзором
проведут проверку готовности системы по всей цепочке, только после детального
анализа будет принято решение о запуске системы», - ответил Виктор Дмитриев.
А пока наиболее подготовленным звеном во всей цепочке являются производители.
Над внедрением маркировки работают целые проектные команды. Большие вопросы к
работе аптек и ЛПУ. На сегодняшний день создаются стоки – запасы для
бесперебойного обеспечения пациентов лекарственными препаратами без маркировки.