Массовая истерия или пофигизм: как российские компании реагируют на коронавирус?
Kelly Services опросили 1390 работников, чтобы узнать, какие действия компании предпринимают относительно эпидемии коронавируса, может ли она повлиять на экономические показатели компаний и готово ли руководство выводить сотрудников на дистанционную работу.
По результатам, 65% опрошенных считают, что внимание к распространению
коронавируса чрезмерно. При этом, большая часть работодателей предпринимает
меры, направленные на предупреждение распространения вируса. Примерно 1/5
российских компаний отметили отрицательное влияние коронавируса на бизнес, 42%
ожидают ухудшений в ближайшее время, а 35% считают, что на их бизнесе это никак
не отразиться.
Что делают в компаниях?
Лишь 34% респондентов ответили, что в их компании не предпринимают никаких
действий. 56% опрошенных получили электронную рассылку с рекомендациями как
избежать заражения, 40% запретили вылеты в зоны распространения вируса. (рис.1).
Стоит отметить, что крупные компании реагировали больше и чаще регламентировали
поведение сотрудников во время эпидемии. В небольших компаниях предупреждающие
меры принимались реже. Так, например, 65% сотрудников компаний со штатом до 50
человек и 50% сотрудников компаний со штатом 50-100 человек ответили, что
никакие меры не предпринимались вовсе. Помимо запрета на выезд в зоны
распространения эпидемии и электронные рассылки, компании часто раздают маски и
антисептики. В редких случаях разрешают сотрудникам работать из дома или не
приходить на работу без потери заработной платы.
«У меня в компании провели лекции на тему влияния коронавируса на экономику»,
— рассказала Kelly респондентка, работающая в сфере консалтинга.
Что ещё делать?
37% сотрудников считают, что компании должны предпринимать дополнительные
меры и обеспечивать возможность дистанционной работы. 28% проголосовали за
организацию медицинских проверок. 46% ответили, что происходящие события больше
похожи на массовую истерию: не надо предпринимать никаких мер, нужно просто
работать дальше.
«Да, компания должна предпринимать доп. меры, но в нашем бизнесе это
невозможно», — поделился с Kelly респондент из сектора Спортивные клубы/ Фитнес/
Салоны красоты.
Выжить — выживем, а как же бизнес?
18% сказали, что эпидемия уже отрицательно сказалась на экономических
показателях бизнеса. 3% ответили, что прибыль компании выросла из-за эпидемии.
Ожидают отрицательных последствий в скором будущем 42% опрошенных. 35% считают,
что последствий ожидать не стоит.
Рис.2. Считаете ли вы, что распространение коронавируса скажется на
экономических показателях вашего бизнеса? (%)
Малый бизнес меньше обеспокоен экономическими последствиями. В компаниях со
штатом до 50 человек, 47% считают, что коронавирус никак не отразится на
результатах компании. Ожидают отрицательных последствий лишь 30%. А вот крупный
бизнес более обеспокоен. Почти 50% работников сказали, что в скором времени
эпидемия испортит экономические показатели компании.
Дистанционная работа — выход?
42% руководителей среднего и высшего звена ответили, что в их компании
рассматривают home office как один из вариантов функционирования бизнеса во
время распространения коронавируса. Не рассматривают такой вариант в компаниях
38% опрошенных. 20% не владеют информацией.
Крупные компании чаще рассматривают вариант предоставления возможности
работать из дома, чем небольшие компании. Тем не менее, 38% представителей
малого бизнеса готовы перевести всех своих сотрудников на дистанционную работу
на время эпидемии. О теоретической готовности отпустить домой всех своих
сотрудников сказали лишь в 15% руководителей больших компаний. Чаще крупный
бизнес готов выводить до 50% сотрудников.
Повлияет ли дистанционная работа сотрудников на результаты компании?
29% респондентов считают, что качество работы останется на том же уровне. 37%
ответили, что качество снизится, но незначительно. 34% выбрали вариант «качество
снизится значительно». Конечно, все зависит от специфики компании. Так,
например, IT компании готовы отпустить сотрудников работать из дома. Только 17%
респондентов из IT считают, что тогда качество снизится значительно. Остальные
83% сказали, что качество останется на том же уровне или снизится незначительно.
Работники из сфер Автопромышленность (65%), Туризм, гостиничный бизнес,
рестораны (58%), Химическая промышленность (42%), Розничная торговля (42%)
считают, что результаты компании снизятся значительно.
«На прошлой неделе, мы получили указ мэра Москвы о введении режима повышенной
готовности. Теперь работодатели обязаны проверять температуру сотрудников, не
допускать вернувшихся из зон заражения людей работать в офис. Конечно, решение о
дополнительных мерах каждая компания должна принимать сама. Мое мнение: мы живем
в глобализованном мире и Россия сильно связана и с Европой, и с Китаем, поэтому
излишнее беспокойство во многих крупных компаниях оправданно, а применение
превентивных мер не бесполезно. Сегодня у нас может быть и мало случаев
заражения, но количество заболевших может расти в кратчайшие сроки, как
произошло в Италии», — комментирует Екатерина Горохова, генеральный директор
Kelly Services Россия и Польша, генеральный директор Ассоциации частных агентств
занятости (АЧАЗ).