Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
RNC Pharma: по итогам 1 полугодия 2020 г. крупные фармдистрибьюторы заметно сократили количество точек доставки
Центральной темой первого полугодия, конечно, стала эпидемия COVID-19, для дистрибьюторов это было время авральной работы, серьёзного изменения бизнес процессов и формата работы с розницей.
Крупные компании давно начали процесс ужесточения взаимоотношений с ритейлом,
но эпидемия эту тенденцию реанимировала, и сделала едва ли не ключевым вопросом
отношений с партнёрами. Результатом стало заметное сокращение количества точек
доставки у большинства топовых дистрибьюторов. Доля лидеров рейтинга тоже
сокращалась, но здесь первоочередное значение играл фактор неравномерного
развития рынка, госсегмент рос в несколько раз быстрее розницы.
Второе
безусловное достижение первой половины 2020 г. – формальное разрешение он-лайн
продажи безрецептурных ЛП. Дистрибьюторских компаний эта тема касается самым
непосредственным образом. Развитие он-лайна технологически неотрывно связано с
оптовыми компетенциями, да и исторически большинство представителей других
отраслей, скажем в сфере FMCG-ритейла, развивали он-лайн не столько в качестве
дополнения основного сервиса для потребителя, сколько как способ дополнительной
загрузки своих логистических возможностей. Это уже по итогу эпидемии он-лайн
канал совершил скачок в развитии и стал едва ли не обязательным розничным
сервисом. На фармрынке наиболее крупные он-лайн проекты развивались примерно по
тем же принципам, с небольшими отраслевыми поправками, которые были продиктованы
регуляторными особенностями. Разрешение он-лайн продаж в этом отношении добавило
возможностей для развития, на базе дистрибьюторских сервисов по бронированию
началось формирование компетенций маркетплейсов, что для исторически
консервативной отрасли явление, в общем-то, знаковое.
Наконец стартовала
маркировка ЛП, пусть с некоторыми условностями и допущениями, но всё-таки
стартовала. Да, для розницы это большая головная боль и в ряде случаев
необходимость серьёзно пересматривать эффективность внутренних бизнес процессов,
но, наверное, не будет преувеличением сказать, что дистрибьюторы формальный
старт системы маркировки восприняли ещё и в качестве инструмента конкурентной
борьбы. Возможность поставить немаркированный товар стала для некоторых
представителей фармритейла весьма важным фактором выбора поставщика, едва ли не
сопоставимым с условиями по отсрочкам платежей.