Портфель здоровья: почему дошкольнику важно пройти медицинское обследование
Первый класс — это всегда волнительно, особенно для родителей. Главным образом они переживают за эмоциональную и психологическую готовность их детей.
Они тревожатся: насколько комфортно будет ребенку в новой обстановке, в
окружении незнакомых людей? Однако не менее важно и физическое состояние
ребенка. Специалисты Европейского медицинского центра, педиатр Виктория Власова
и детский психиатр, психотерапевт Екатерина Кузьмина, рассказали о том, как
врачи помогают подготовить ребенка к школе.
Чтобы убедиться, что ребенок действительно готов пойти в первый класс,
специалисты рекомендуют проходить полное медицинское обследование дважды: за год
до школы и непосредственно перед началом обучения.
Как и зачем проходить обследование?
Учиться с удовольствием и с высокими результатами ребенку могут помешать не
только незнакомая обстановка, дисциплинарные моменты, общение в новом
коллективе, необходимость привыкать к требованиям учителя, но и состояние
здоровья. Поэтому диспансеризация перед школой крайне важна. Ребенок должен
пройти осмотр узких специалистов – невролога, офтальмолога, ортопеда, хирурга,
дерматолога, психотерапевта, логопеда. Важно не забывать про обязательные
обследования – общий анализ крови, мочи, ЭКГ и другие. По результатам
диспансеризации педиатр составляет общее заключение о готовности ребенка к школе
и дает рекомендации по коррекции выявленных отклонений. Любые нарушения
состояния здоровья могут влиять на выносливость, внимательность ребенка,
возможность усваивать новый материал и справляться с нагрузками.
Для начала врач оценивает антропометрические данные - рост, вес, размер
грудной клетки в соответствии с возрастом дошкольника. Зачем? Ребенку, который
существенно меньше или гораздо крупнее сверстников, некомфортно использовать
стандартную школьную мебель, что может затруднять концентрацию внимания и
вызывать значительные неудобства. Доктор может предложить решение проблемы,
исходя из индивидуальных параметров ребенка. Также важный тест, который проходят
дети - филиппинский тест. Каждый взрослый без труда выполнит его, в отличие от
ребенка. Задача в том, чтобы правой рукой дотянуться до левого уха, проведя руку
над головой. Справившийся с этим заданием с биологической точки зрения является
зрелым. Но далеко не все дети до 6-7 лет могут выполнить такой тест. Почему это
принципиально? Это говорит о том, что ручки ребенка коротки, поэтому выполнение
определенных физических упражнений и развитие некоторых школьных навыков будет
затруднено.
Педиатр также оценивает общее состояние ребенка: часто ли он болеет, много ли
будет пропускать, сможет ли он успевать за сверстниками; есть ли у него
аллергические реакции, пищевые привычки, возможно, ему необходим индивидуальный
режим и особая диета. Очень важно вовремя выявить хронические заболевания,
которые требуют наблюдения и лечения. Также педиатр обязательно оценивает
анамнез – чем же ребенок болел ранее? И весь объем ранее проведенных прививок.
Ведь попадая в новый коллектив, ребенок подвергается риску встретить новую
инфекцию. Поэтому крайне важно вакцинировать ребенка до того момента, когда он
попадет в новый коллектив. И не забыть про пробу Манту.
Зачем проходить узких врачей?
Одной консультации педиатра недостаточно. Комплексно оценить готовность
ребенка к школе педиатру помогает целая группа специалистов. Невролог,
психотерапевт и логопед – оценивают психоэмоциональное состояние и речь ребенка,
его навыки в области мелкой моторики, бытовые навыки, без которых обучение в
школе невозможно. Ортопед оценивает осанку, формирование верхних и нижних
конечностей. Консультация хирурга не менее важна, ведь необходимо исключить
наличие новообразований, убедиться, что половые органы у мальчика сформированы
правильно. А без офтальмолога просто не обойтись – нарушения зрения напрямую
влияют на успеваемость. Все выявленные заболевания обязательно заносятся в карту
школьника, чтобы учителя учитывали особенности ребенка и уделяли, если это
необходимо, больше времени такому малышу и корректировали нагрузки. В
соответствии с выявленными заболеваниями ребенку присваивается определенная
группа здоровья.
1 группа здоровья – это полностью здоровые дети. Таких деток сравнительно
немного: всего 20-25%. Они могут учиться в любой школе. Но стремиться любыми
путями попасть в I группу здоровья не надо. В таком случае ребенок будет
получать нагрузки, не соответствующие его возможностям.
2 группа здоровья – это дети, у которых могут быть несущественные отклонения
от антропометрических стандартов или неосложненные патологии, не приводящие к
длительным госпитализациям и не требующие постоянного поддерживающего лечения.
Например, дети с миопией, сидящие за первой партой и в правильно подобранных
очках, могут прекрасно учиться; дети с гипертрофией аденоидов также не
испытывают проблем в обучении вне периодов острых вирусных заболеваний. В эту
группу также относятся дети с нарушениями осанки, плоскостопием; часто болеющие
дети. И таких детей большинство: 50-60%.
3 группа здоровья – это дети, у которых есть заболевания, требующие
поддерживающего лечения и регулярного наблюдения, но которые не мешают ребенку
адаптироваться к школьным условиям. Например, гастрит, астма, недостаток
гемоглобина в крови (анемия), заболевания почек, хроническая форма бронхита,
нарушения речи (заикание), первоначальное, поперечное или продольное
плоскостопие и др. Вне обострения ребенок может посещать школу и усваивать
программу в полном объеме, но успеваемость может снижаться в период обострения,
если требуется домашний режим или госпитализация.
4 группа здоровья – сюда входят дети с наличием не угрожающих жизни, но
неизлечимых заболеваний. Это cepьeзныe вpoждeнныe пopoки paзвития, хронические
заболевания или последствия травмы. Oбocтpeния этиx нapушeний paзвивaютcя чacтo,
oбычнo c ocлoжнeниями. Ocтpыe нapушeния лeчaтcя тяжeлo, пocлe ниx требуется
длительный период для восстановления и ocoбыe уcлoвия peaбилитaции. Чacтo тaкиe
дeти испытывают проблемы с социализацией, т.к. иx заболевания нaклaдывaют
oтпeчaтoк и нa xapaктep, и нa миpoвocпpиятиe, и нa физичecкиe вoзмoжнocти. Чтo
кacaeтcя умственного paзвития, тo oнo мoжeт быть aбcoлютнo нopмaльным. Oднaкo
нepeдки и oтклoнeния, oт нeзнaчитeльныx дo тяжeлыx. Xapaктepeн дeфицит мaccы
тeлa, pocтa, мышeчнoй cилы. Oчeнь чacтo тaким peбятaм тpeбуeтcя oбучeниe в
cпeциaлизиpoвaнныx зaвeдeнияx или на дому. И дaжe ecли этo нe тaк, в любом
случае у них есть знaчитeльныe oгpaничeния пo учeбным и физичecким нaгpузкaм.
Пpaктичecки вceгдa oбязaтeльнa кaкaя-либo постоянная пoддepживaющaя тepaпия (мeдикaмeнты,
ЛФK и т.п).
Cтoит нaпoмнить, чтo присвоение гpуппы здopoвья нe oбязывaет poдитeлeй
oтдaвaть ребенка в cпeциaлизиpoвaнноe учpeждeние. Ho ecли тaкoй coвeт пpoзвучaл,
стоит к нeму пpиcлушaтьcя. Boпpeки pacпpocтpaнeннoму мнeнию, нe coвceм здopoвый
ребенок, нaxoдящийcя в oбщecтвe “oбычныx” cвepcтникoв, нe идeт нa пoпpaвку
быcтpee. Haoбopoт, oн нaчинaeт ocoзнaвaть нeкую нeпoлнoцeннocть, paзвивaютcя
кoмплeкcы, он зaмыкaeтcя в ceбe (a ecли oн eщe и пoдвepгaeтcя нacмeшкaм?).
Нaxoдяcь в ocoбoм учpeждeнии, гдe c ним зaнимaютcя пoдгoтoвлeнныe пeдaгoги, oн
мoжeт дeлaть бoльшиe уcпexи. И никтo нe cкaзaл, чтo чepeз пapу лeт тaкoй мaлыш
нe cмoжeт учитьcя в pядoвoй шкoлe.
5 группа здоровья - к этoй кaтeгopии oтнocят дeтoк, имeющиx oчeнь cepьeзныe
oтклoнeния. Это могут быть тяжeлыe xpoничecкиe зaбoлeвaния c peдкими пepиoдaми
peмиccии (oтcутcтвиe cимптoмoв), или aнoмaлии paзвития. Эти мaлыши в большинстве
своем ужe имеют инвалидность. У тaкиx дeтeй чacтыe инфeкциoннo-вocпaлитeльныe
пpoцeccы c бoльшим кoличecтвoм тяжeлыx ocлoжнeний. Зa гoд oни бoлee 8-10 paз
oбpaщaютcя зa мeдицинcкoй пoмoщью. K этoй жe гpуппe oтнocятcя дeти, пepeнecшиe
тяжeлыe кaлeчaщиe oпepaции, тpaвмы, зaбoлeвaния. B oбязaтeльнoм пopядкe пятaя
гpуппa здopoвья включaeт oнкoлoгичecкиx бoльныx. Таким детям требуется
индивидуальный подход.
В соответствии с определенной группой врач дает заключение о возможности
начала обучения, виде образовательного учреждения, режиме, диете, допустимым
физическим нагрузкам. Цель таких рекомендаций в индивидуальном подборе учебного
заведения и учебной программы для каждого ребенка. Учиться с интересом, легко,
без физического перенапряжения лучше получается у детей, которым предлагаемые
нагрузки по силам.
Что должен уметь дошкольник?
Существует список основных движений, которые у ребенка должны получаться без
затруднений (например, бег, прыжки, наклоны, приседания, ползание). Кроме того,
есть нормы развития мелкой моторики. В возрасте от 4 до 7 лет организм
перестраивается из детского в более взрослое состояние, но руки и ноги могут
быть еще не полностью сформированы. Врач оценивает, умеет ли ребенок
перекладывать мелкие предметы, работать с ними, делать простые поделки из
бумаги, как ребенок держит карандаш, может ли раскрашивать, вести прямую линию.
Если ребенок испытывает проблемы с письмом, это необязательно связано с
патологиями нервной системы, причина может быть в том, что кисть или рука не
полностью сформирована.
Немаловажны гигиенические навыки. Дошкольник должен самостоятельно умываться,
чистить зубы, мыть руки, пользоваться туалетом, одеваться, застегиваться,
завязывать шнурки (хотя, не все дети даже в 7 лет могут это сделать),
пользоваться кухонными приборами. Кроме того, он должен уметь организовывать
свое рабочее место, начинать/заканчивать процесс обучения (разложить свои вещи и
точно так же собрать).
Психологическая готовность к школе
Психологическая составляющая готовности ребенка к школе не менее важна, чем
физиологическая. Для сохранения психоэмоционального состояния ребенка родителям
дошколят и первоклассников следует соблюдать некоторые рекомендации.
Прежде всего, не стоит перегружать ребенка ожиданиями и прогнозами. Не
давите, не пугайте его возможными неудачами. Кроме того, не переделывайте
детскую комнату сразу в рабочий кабинет и помните, что ученик начальной школы –
все еще ребенок. Первое время разрешайте брать с собой в школу любимую игрушку,
если она действительно успокаивает его и позволяет чувствовать себя более
комфортно.
Если до школы ребенок занимался в секциях, бросать эти занятия не стоит. Если
же вы только планируете новые активности, лучше вводить их последовательно и
только после того, как ребенок адаптируется к учебной программе.
Вместе с ребенком составьте четкий распорядок дня. Организуйте режим так,
чтобы у него было достаточно времени перед выходом в школу. Не стоит забывать о
важности сна (не менее 10 часов в сутки): укладывайте ребенка в одно и то же
время.
Будьте внимательны к ребенку и всегда реагируйте на его жалобы. Вечером
обсуждайте прошедший день: что хорошего произошло, какие были неудачи. Начинайте
с себя, расскажите о своем дне, а потом спросите, как прошел его.
Если ребенку задают домашние задания, не стремитесь скорее помочь ему в
выполнении. Покажите, что вы верите в его способность справиться самостоятельно.
Включайтесь в работу только в том случае, если ребенок испытывает серьезные
затруднения и сам просит помочь.