Как повысить качество оказания медицинской помощи пациентам с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями
Вчера состоялось заседание Экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике на тему «Нормативно-правовые и организационные инициативы по снижению смертности от хронических сердечно-сосудистых заболеваний».
В рамках заседания представители органов власти, ведущие эксперты в области
кардиологии и представители пациентского сообщества обсудили острые вопросы
повышения качества оказания медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми
заболеваниями (ССЗ) и пути решения актуальных проблем.
В последние десятилетия в структуре заболеваемости и смертности населения нашей
страны болезни системы кровообращения (БСК) традиционно занимают первое место. В
2018 году в России смертность составила 573 случая на 100 тыс. населения (44,6%
случаев смерти от всех причин).
Среди всех БСК наиболее распространены хронические сердечно-сосудистые
заболевания (ССЗ), такие как ишемическая болезнь сердца (ИБС), артериальная
гипертензия, фибрилляция предсердий, цереброваскулярные заболевания и
хроническая сердечная недостаточность (ХСН).
Вклад острых форм ИБС и инфаркта миокарда в показатели смертности от БСК у
мужчин и женщин старше 50 лет в РФ составляет 10,3% и 7%, соответственно.
Большая же часть случаев смертей от ССЗ является следствием хронических ССЗ, в
первую очередь ХСН (38,9% в структуре смертности от ССЗ).
Особое место среди ССЗ занимает ХСН, которая, являясь финалом практически
всех ССЗ, лидирует по распространенности, затратам и смертности.
Распространенность ХСН в различных регионах РФ варьирует в пределах 7–10%. В
последние годы в РФ отмечается увеличение распространенности ХСН при
значительном увеличении числа пациентов с тяжелым течением заболевания: за
период 1998-2014 гг. тяжелых пациентов стало в 3,4 раза больше – с 1,76 млн до
почти 6 млн человек. Уровень смертности пациентов этой группы в течение года
составляет до 23%, а показатель пятилетней летальности варьирует от 47% до 75%.
Снижение смертности от БСК является важным государственным приоритетом
Российской Федерации. Так, одной из четырех целей национального проекта
«Здравоохранение», принятого в 2018 году, является снижение смертности от БСК до
450 случаев на 100 тыс. населения к 2024 году. Для достижения данного целевого
показателя был разработан федеральный проект (ФП) «Борьба с сердечно-сосудистыми
заболеваниями».
Однако, по результатам 2019 года, целевой показатель «снижение смертности от
БСК» в целом по Российской Федерации не был достигнут, что негативно сказывается
на выполнении основной национальной цели развития Российской Федерации в сфере
здравоохранения – повышении ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030
году, установленной указом президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Основными причинами, препятствующими достижению целей ФП «Борьба с
сердечно-сосудистыми заболеваниями» являются дефекты маршрутизации пациентов с
ССЗ, недостаточная эффективность организации медицинской помощи пациентам с
хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, низкий охват
диспансерным наблюдением пациентов высокого риска, нарушение преемственности
между стационарным и амбулаторным звеном.
В ходе заседания эксперты обсудили достижения и точки роста ФП по снижению
смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, а также дальнейшие шаги по
повышению качества помощи пациентам с этими заболеваниями.
Евгений Шляхто, д.м.н., профессор, академик РАН, Заслуженный деятель науки
РФ, генеральный директор Северо-Западного федерального медицинского
исследовательского центра имени В. А. Алмазова, Президент Российского
кардиологического общества, главный внештатный специалист кардиолог
(Северо-Западного, Приволжского, Северо-Кавказского, Южного федеральных
округов): «Сегодня вопросы помощи пациентам с СЗЗ стоят особенно остро: 2020 год
для всех, в том числе для кардиологов, стал серьезным вызовом, требующим
нестандартных решений. К пандемии мы подошли с тем, что ни в одном федеральном
округе не было отрицательной динамики по смертности от БСК – этот показатель
снижался везде. За это полугодие ситуация изменилась, пандемия неизбежно
повлияла на выполнение целевых показателей федерального проекта. Особое внимание
необходимо обратить на больных с хроническими ССЗ: ограничительные мероприятия
повлекли рост декомпенсации среди больных с такими формами заболеваний, вызвали
рост смертности в этой категории пациентов в связи с трудностями в доступе к
терапии и доказали необходимость развития телемедицинских технологий и
дистанционного мониторинга состояния больных».
По итогам заседания была принята резолюция, в рамках которой предложен ряд
инициатив. Так, было рекомендовано рассмотреть предложение о включении в
государственную программу «Развитие здравоохранения», мероприятий по оказанию
медицинской и социальной помощи, профилактике, диагностике, медикаментозной
терапии и диспансерному наблюдению больных с хроническими ССЗ, а также при
формировании федерального бюджета на 2021 г. и 2022-2023 гг. предусмотреть
возможность предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на совершенствование
системы оказания помощи таким пациентам, включая лекарственное обеспечение.
Рекомендовано создать межведомственную рабочую группу по разработке и
реализации дополнений государственной программы «Развитие здравоохранения»
мероприятиями по совершенствованию медицинской помощи и лекарственного
обеспечения пациентов с хроническими ССЗ, включая вопросы регистрации и
статистического учета ХСН как причины смерти на основе модифицированной версии
МКБ-10 (2016), а также ускорить работу по утверждению стандартов оказания
медицинской помощи пациентам с хроническими ССЗ.
Среди других предложенных инициатив – приоритетное финансирование
отечественных проектов по разработке новых медицинских технологий для
диагностики и лечения хронических ССЗ и поддержка локализации на территории РФ
производства инновационных препаратов, а также разработка мер по
совершенствованию оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения
пациентов с этими заболеваниями на региональном уровне.
Сергей Бойцов, Генеральный директор ФГБУ "НМИЦ Кардиологии" Минздрава России,
академик РАН, профессор, д.м.н., Главный внештатный специалист кардиолог
Минздрава России Центрального, Уральского, Сибирского и Дальневосточного
федеральных округов: «ФП «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»
предполагает особое внимание на острые ССЗ, тогда как вклад их в снижение
смертности не более 25%, тем более, что острые состояния – это начало
патогенетической цепочки, которая неизменно приведет к развитию хронических ССЗ.
Именно на хронические формы мы рекомендовали делать акцент и при формировании
региональных программ, предполагался комплексный, панорамный подход, который
должен был учитывать нацеленность на трудоспособный возраст, полноценное
диспансерное наблюдение. Помимо острых состояний, таких как ОКС и ОНМК, в фокусе
внимания предлагалось иметь, в том числе, хроническую сердечную недостаточность.
Особое внимание необходимо уделять исполнению клинических рекомендаций,
которые были приняты в этом году по ХСН, а самое главное – мониторинг исполнения
клинических рекомендаций. Кроме того, что касается хронических ССЗ, необходимо
расширение охвата диспансерного наблюдения пациентов, повышение приверженности
пациентов лечению и преемственности терапии в системе льготного лекарственного
обеспечения. Сейчас за пределами административных центров регионов абсолютное
большинство пациентов получает кардиологическую помощь в терапевтических
стационарах, и Нижегородская, Московская и Свердловская области могут быть
хорошими примерами для перенятия опыта создания специализированных центров
лечения ХСН».
Региональным опытом выстраивания системы оказания помощи пациентам с ХСН
поделилась Надежда Виноградова, доцент кафедры терапии и кардиологии ФГБОУ ВО
«Приволжский исследовательский медицинский университет» МЗ РФ, руководитель
городского центра лечения хронической сердечной недостаточности ГБУЗ НО
клиническая больница № 38 г. Нижнего Новгорода. «В 2016 году был создан
городской центр лечения ХСН, который начал комплексную работу – как
консультационный центр, учреждение оказания амбулаторной помощи и стационар.
Сегодня, спустя 4 года работы центра, мы готовы подвести итоги: мы отмечаем
значительное снижение показателя койко-дня. В течение двухлетнего наблюдения нам
удалось определить, что риск смерти у пациентов с ССЗ и ХСН в 2,8 раз выше в
случае, когда они не получают именно специализированную помощь. Сейчас мы знаем,
что достаточно включить пациента в систему специализированной медицинской помощи
даже на три месяца, чтобы значительно снизить риск летального исхода. В итоге, в
декабре прошлого года был подписан приказ об открытии сети межрайонных
кардиологических центров с функцией центра лечения ХСН», – отметила эксперт.
Важным направлением работы, указанным авторами резолюции, является
обеспечение комплекса мер по соблюдению преемственности оказания медицинской
помощи и лекарственному обеспечению между стационарным и амбулаторным звеном.
Александр Саверский, президент Общероссийской общественной организации «Лига
защитников пациентов»: «Согласно нашему законодательству, любой человек вправе
получить бесплатное лекарство, но этого не происходит, особенно остро это
проявляется на примере пациентов с хроническими ССЗ. Мы давно говорим об этом с
Министерством Здравоохранения, и оно, к счастью, нас слышит. Финансирование
борьбы с ССЗ – это комплексный административный и инвестиционный проект,
долгосрочный эффект которого, к сожалению, не просчитывают. А это стоит сделать
– так мы можем найти дополнительные средства на помощь пациентам за счет
уменьшения смертности и инвалидизации среди таких пациентов.».