Роль фармацевта в России стремительно растет, а пандемия только ускорила этот рост
Роль фармацевтов в России растет как в оффлайн, так и онлайн среде, а пандемия COVID-19 только катализирует этот процесс. Причем росту в онлайн способствует ускоренный переход к электронной коммерции для безрецептурной медицинской продукции.
Однако аптечные пункты по-прежнему остаются важнейшим каналом покупки
лекарственных средств в России – даже во время строгой изоляции подавляющее
большинство россиян (74%) посещали близлежащие аптеки для совершения покупок
(такое же высокое число было только в Италии - 75%, ниже в Испании - 58%, во
Франции 55%, в Германии 34%, и 29% в Великобритании). Об этом свидетельствуют
данные исследования, проведенного ко Дню фармацевта подразделением
потребительских товаров для здоровья компании Johnson & Johnson (J&J) совместно
с Международным институтом маркетинговых и социологических исследований Ipsos
MORI в регионе Европа, Ближний Восток, Африка, России и страны СНГ (EMEA).
Абсолютное большинство (79%) респондентов в России отметили, что частота
посещения близлежащей аптеки у них осталась прежней во время строгой изоляции,
несмотря на одновременный рост покупок онлайн. Это самый высокий показатель
среди других европейских стран, что свидетельствует о небывало высокой
потребности россиян в квалифицированной помощи и профессиональной консультации
фармацевтов как в аптечных пунктах, так и онлайн. В сети интернет покупки
медицинской продукции российскими потребителями составляют 34%. Фармацевты
помогают им ориентироваться в потоке онлайн «дезинформации», расшифровывать
инновационные решения в области здравоохранения, и принимать обоснованные
решения по самостоятельному лечению.
«Фармацевты играют наиважнейшую роль в наших национальных системах
здравоохранения. Это те профессионалы, которые всегда остаются на передовой, и
их рекомендации, безусловно, влияют на качество лечения пациентов»,
–комментирует Лакиш Хаталкар, управляющий директор сектора потребительских
товаров для здоровья ООО «Джонсон & Джонсон» по России, Украине и СНГ. «В день
их профессионального праздника, мы хотим выразить слова благодарности всем
провизорам и фармацевтам – тем людям, роль которых беспрецедентно важна в жизни
каждой семьи, и ситуация с пандемией только еще раз подтвердила этот факт. Мы
стремимся поддерживать профессиональный рост фармацевтов в стране путем ряда
образовательных программ и инициатив», - заключил он.
Результаты опроса показывают, что потребители теперь ожидают большего от
работы и консультации фармацевтов. Так, 45% россиян рассчитывает получить совет
фармацевта относительно выбора лекарственных средств. Большое количество
покупателей также ожидает от сотрудника аптеки предоставления им доступа к
диагностике, например, веса, артериального давления, уровня сахара в крови
(35%). 32% респондентов хотят получить рекомендации по общим вопросам
здравоохранения, которые обычно задают своему лечащему врачу (по этому
показателю Россия находится на 2-м месте относительно других Европейских стран).
Четверти российских потребителей важно услышать мнение фармацевта относительно
рецептурных препаратов (26%). А 23% россиян советуются с фармацевтом по методам
защиты от COVID-19.
Опрос выявил важную роль фармацевтов в подготовке к неопределенному уровню
потребительского спроса в зимний период. В среднем только 19% россиян уверены,
что медицинской продукции, которую они имеют дома, достаточно на случай
недомогания их самих или членов их семьи; всего 37% заявляют, что срок годности
продукции не истек, и лишь 28% уверены, что хранят ее в соответствии с
инструкцией.
Таким образом, для российского потребителя крайне важна роль фармацевтов, что
подтверждается результатами опроса, включая статистику по COVID-19.
Взаимодействие c индустрией в том числе с фармацевтическими компаниями в строгом
соответствии с нормами действующего законодательства может быть эффективной
помощью для непрерывного получения новых знаний и расширения экспертизы
фармацевтов и провизоров. Такое взаимодействие продолжит способствовать
совершенствованию системы здравоохранения во всем мире в соответствии с
запросами современных потребителей.