Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Как врачам бороться с эмоциональным выгоранием?
Пандемия показала, что нагрузка на врачей огромная, в том числе психологическая. Наталья Бехтерева, руководитель направления коучинга биотехнологической компании BIOCAD, на международном форуме «Врачи будущего» рассказала о главном факторе, влияющем на стабильное психологическое состояние врача, и дала совет, как перезаряжать батарейки.
Синдром эмоционального выгорания – эмоциональное, психическое и физическое
истощение организма, которое возникает, когда человек игнорирует собственные
важные потребности. У такого человека нарушен баланс «давать и брать», а также
социальная иерархия и зоны ответственности.
Чаще всего у врачей это истощение возникает из-за несоответствия ожиданий и
реальности - не достигается необходимый результат лечения пациента. При этом на
успешное выздоровление в большой степени влияет коммуникация между врачом и
пациентом, а также между врачом и его коллегами, хотя большинство врачей не
уделяет должного внимания формированию навыков коммуникации и командного
взаимодействия.
Считается, что 76% врачебных решений может быть сделано без коммуникации с
пациентом, только на основе данных медицинских документов. При этом статистика
показывает, что 25% пациентов не выполняют предписания, потому что плохо поняли
врача. Среди этих людей пациенты с хроническими заболеваниями, наблюдающиеся
постоянно. В дальнейшем такое недопонимание сказывается на качестве лечения
пациента, в том числе на невозможность самонаблюдения, и влияет на его жизнь в
целом.
Неэффективное командное общение, когда медицинская бригада находится в
состоянии стресса или нечетко коммуницирует, является основной причиной 66%
медицинских ошибок и 60% серьезных нежелательных явлений.
Нарушение коммуникации происходит на всех этапах врачебного пути - между врачами
и их пациентами, а также между врачами, средним и младшим медицинским персоналом
и немедицинскими сотрудниками.
Барьеры эффективной коммуникации:
- Нехватка времени/высокое давление
- Отвлекающие факторы
- Физическая планировка смотрового кабинета (иногда в одном кабинете ведется
несколько приемов)
- Многочисленные жалобы/проблемы пациентов,
- Ограниченная медицинская грамотность пациентов
- Языковые барьеры
- Физическое состояние пациента
Удовлетворенность пациентов зависит как от поведения врача – его подхода к
решению проблемы, так и от эмоционального состояния. От первичного контакта
зависит, насколько успешно будет лечение пациента, обратится ли он к врачу
повторно, будет ли успешно его лечение. В дальнейшем это влияет на внутреннюю
картину болезни пациента – все то, что испытывает и переживает больной, его
общее самочувствие, представление о своей болезни и ее причинах.
Для улучшения коммуникации врачу необходимо не только понятно объяснять
причины возникновения болезни и способы ее лечения, но и проявлять внимание к
пациенту, которое включает в себя понимание точки зрения пациента,
удовлетворение потребности в информации и понимании, серьезное отношение к
мнению пациента и его ситуации, а также желание партнерства в управлении
состоянием. Важно принимать решения совместно и разъяснять соответствующие роли
врача и пациента. При этом при донесении информации врачу необходимо просто и
конкретно выражать мысли, повторять и уточнять понимание сказанного пациентом.
Когда улучшаются навыки коммуникации, снижается риск выгорания. Коммуникация
– не просто правильная борьба с эмоциональным выгоранием, это профилактика
стресса и тревоги. Когда врачи учатся правильной коммуникации, они не просто
вкручивают новую лампочку, они заменяют ее на энергосберегающую.