Авторы завершили самую успешную многолетнюю акцию по профилактике ВИЧ-инфекции в Прибайкалье под Новый год
Более 16 тысяч иркутян проинструктированы мерам профилактики ВИЧ-инфекции онлайн в рамках кампании «Чувствуй лучше» в декабре. Это самый высокий показатель из всех проведённых в городе акций. Результаты социологического исследования Всероссийского союза пациентов говорят, что проведение кампании содействовало росту уровня информированности о вирусе иммунодефицита среди горожан.
На фоне «ковидных» ограничений в уходящем году многие активности перешли в
режим онлайн. Это же произошло и с многолетней кампанией по профилактике
ВИЧ-инфекции «Чувствуй лучше». Последним её мероприятием стала публикация
видеоролика «Серебряные годы» о росте новых случаев социально значимого
заболевания в старшей возрастной группе населения. За три недели после
публикации видео на платформе YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=HvZwlbCOpzI)
посмотрели 13,5 тысяч иркутян, ещё более 2,5 тысяч зрителей ролик собрал в
официальном аккаунте «Радио mCm» в «Инстаграме» (https://www.instagram.com/tv/CIR6t0ppM3h/).
Общая цифра – свыше 16 тысяч просмотров – превысила более, чем на треть, число
всех жителей Иркутска с диагностированным ВИЧ в организме. Это стало самым
успешным в хорошем смысле вирусным распространением профилактической информации
в Прибайкалье за последние 5 лет.
По данным сервиса YouTube, ролик занял третье место среди всех русскоязычных
материалов, снятых на тему ВИЧ/СПИДа, по скорости прироста просмотров за 15 дней
после публикации. На первом месте расположился фильм Юрия Дудя, на втором –
видео Антона Красовского.
- В ходе подготовки к онлайн-акции мы устроили реальную раздачу презервативов
в 130-ом квартале Иркутска, а также пригласили на неё актёров, сыгравших пожилую
супружескую пару. Организационную поддержку нам оказал Всероссийский союз
пациентов, студенты иркутского филиала ВГИК и многие наши спонсоры, которых мы
перечислили в конце видео. Однако в целом общий бюджет нашего комплексного
мероприятия составил ноль рублей, - рассказывает Татьяна Башкатова, директор
Благотворительного фонда поддержки людей, больных раком, ВИЧ, СПИДом и
туберкулёзом, “TAC”, кандидат социологических наук. – Высокая популярность видео
у горожан доказывает, что для того, чтобы сделать что-то креативное и стоящее в
сфере социально значимой профилактики, необязательно тратить многомиллионные
средства государственного бюджета. То, что акция имела успех, подтверждает
проведённое нами социологическое исследование уровня информированности населения
Иркутской области о ВИЧ. Этот показатель за 2 недели вырос на 10 пунктов.
Конечно, профилактикой и информированием занимались не только мы, но ещё и
организации, которые непосредственно для этого были созданы государством. Но
несколько добавленных нами в анкету Минздрава РФ вопросов подтверждают то, что
наше видео, которое в сумме увидели 16 тысяч горожан, внесло ощутимый вклад в
это увеличение осведомлённости. Теперь, чтобы такой эффект не пропал, многое
зависит от того, как сумеют организовать профилактику ВИЧ на фоне карантинных
ограничений в дальнейшем.
По сюжету ролика Купидон прогуливается по историческому центру Иркутска,
раздавая встречным влюблённым парам презервативы и желая им безопасной личной
жизни, на фоне строчек из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина.
Заметив на скамейке пожилых влюблённых мужчину и женщину, божество
устремляется к ним, но те уезжают куда-то на такси. Кульминационная сцена
происходит в спальне гостиничного номера, когда Купидон выскакивает из шкафа и
протягивает паре средство барьерной контрацепции с напоминанием «Возраст не
защитит Вас от ВИЧ». Далее идёт статистическая информация о том, что
незащищённые сексуальные контакты стали в прошлом году основной причиной роста
почти на 30% доли людей старше 50 лет среди всех возрастных групп, у кого был
впервые диагностирован ВИЧ. За это же время поражённость ВИЧ в России у людей за
70 лет выросла ровно на треть. Статистические данные предоставил Федеральный
центр СПИД.
- Данное видео стало последним мероприятием кампании, мы больше не будем её
продлевать. К сожалению, у нас не получилось закончить всё так, как мы
планировали, - объясняет автор проекта «Чувствуй лучше» Василий Бучинский. – На
это повлияла глобальная пандемия нового коронавируса и ещё ряд обстоятельств,
которые целых полтора года не позволяли сделать масштабный финал. Однако нам
удалось поставить яркую и красочную точку в конце всего этого действа,
остановить его, пока оно ещё вызывает хоть какой-то интерес. Мы с этим
справились, создав видео, которое стало самым просматриваемым за всю кампанию.
Не все поняли, насколько сильно наши акции повлияли на эпидемическую ситуацию с
ВИЧ в Прибайкалье в предыдущие пять лет. Но не просто так именно у нас учились
представители других регионов России. Не просто так одну из них поддержала посол
доброй воли «ЮНЭЙДС» Вера Брежнева. Да, эпидемическая ситуация была и остаётся
напряжённой. Но в ходе проведения кампании ежегодно заболеваемость снижалась на
фоне роста охвата тестированием. И это, на мой взгляд, доказывает, что знание –
сила. И что мы просто не имеем права молчать, когда наше слово может изменить
ситуацию к лучшему. За последний год точных статистических данных, отражающих
реальную картину распространения ВИЧ, нет, поскольку в Иркутской области, как и
в России в целом существенно снизилось число обследований.
По обновлённым данным Федерального центра СПИД на 30 сентября 2020 года в
России проживают 1 097 182 гражданина с ВИЧ в организме (http://www.hivrussia.info/wp-content/uploads/2020/11/Spravka-VICH-v-Rossii-9-mes-2020.pdf).
Первое место по поражённости социально значимым недугом в стране занимает
Кемеровская область, где зафиксировано 2 000,4 случая инфицирования на 100 тысяч
человек населения – или 53 167 на весь регион. Второе место остаётся у Иркутской
области с показателем 1951,5 случаев на 100 тыс. населения – или всего 46 664
человека, проживающих на территории Прибайкалья. В общей сложности за первые 9
месяцев 2020 года на ВИЧ протестировано на 15,2% меньше россиян, чем за
аналогичный период 2019 года.
Многолетняя кампания «Чувствуй лучше» стартовала в 2015 году онлайн, когда
иркутский медиаактивист Василий Бучинский устроился работать в государственную
медицинскую организацию, занимающуюся профилактикой ВИЧ-инфекции, и выложил в
сеть 5 видеороликов, снятых от лица различных более или менее известных горожан,
призывающих к защите от вируса и достойному отношению к людям, кого он не обошёл
стороной. Параллельно этому в социальных сетях запустили эстафету селфи,
поддерживающую эти идеи. К ней присоединились жители 19 городов России, Украины,
Беларуси, Казахстана, Китая и США. Кроме эстафеты селфи в разных точках бывшего
СССР прошли молодёжные флешмобы: в Астане студенты под брендом «Чувствуй лучше»
провели выставку, в Белгороде местный рэп-исполнитель записал трек о здоровом
образе жизни, в основу которого легли строчки слогана акции «Статус важен. Жизнь
важнее». В Минске для старшеклассников организовали показы и обсуждения
созданных иркутянами профилактических роликов.
После такого взрывоопасного успеха в самом начале авторы закрепили его
шокирующей наружной рекламой с использованием крови реальной ВИЧ-положительной
женщины. В дальнейшем в Иркутске прошли масштабные и дорогостоящие проекционные
шоу, которые по этой теме ранее не проводились в России, выставки с дополненной
реальностью с вылетающим на зрителя вирусом иммунодефицита, позволяющие
рассмотреть то, что обычно скрыто от глаз обывателя. Эти акции выиграли четыре
престижные федеральные государственные премии и были признаны экспертным
сообществом лучшими инновационными практиками в сфере профилактики и
просвещения: столь зрелищно и увлекательно о ВИЧ раньше никто не рассказывал, и
авторы считают, не расскажет ещё долго.
Закончилась многолетняя кампания так же, как и начиналась – в онлайн-формате.
Число просмотров последнего ролика далеко от показателей топовых блогеров.
Создатели объясняют это тем, что последняя акция была рассчитана только на
иркутян.