Сомнения в ''эффекте Моцарта''
"Некоторые женщины включают для своих еще не родившихся малышей классическую музыку. Это якобы должно улучшить их будущие достижения в учебе. Однако исследования показывают, что "эффект Моцарта", возможно, является заблуждением", - сообщает немецкое издание Die Welt.
"Когда
в 1993 году американский психолог Френсис Раушер из Калифорнийского университета
в Ирвайне сообщила в научном журнале Nature, что некоторые из ее учеников лучше
решали визуально-пространственные задачи после того, как до этого в течение 10
минут они слушали одну из сонат Моцарта, это было воспринято как доказательство
воздействия музыки на умственные способности людей. Этот феномен получил
название "эффект Моцарта" и привел среди прочего к тому, что в двух штатах США
родители после рождения ребенка получали CD-диск с записями композитора", -
отмечает издание.
"Хотя сегодня этот эффект по большей части считается опровергнутым, его
регулярно приводят в пример, когда речь идет о возможном положительном
воздействии музыки. Игра на музыкальных инструментах якобы развивает интеллект,
стимулирует оперативную память и оттачивает восприятие звуков, что в свою
очередь улучшает обработку речи и чтение. (...) Однако эти эффекты,
предположительно, не так велики или, по крайней мере, должны рассматриваться
дифференцированно, о чем свидетельствует исследование, проведенное психологом
Джованни Салой из японского Университета здоровья Фудзита и специалистом по
когнитивным исследованиям Фернаном Гобе из Лондонской школы экономики и
политических наук. Они проанализировали результаты исследований о взаимосвязи
музыкального воспитания и когнитивных способностей, а также школьной
успеваемости детей. Изученные ими данные включали в себя 54 исследования,
проведенных с 1986 по 2019 год, в которых в общей сложности приняли участие 6984
ребенка в возрасте от 3 до 16 лет".
"Результат анализа был опубликован в научном журнале Memory & Cognition:
музыкальное воспитание не оказывает положительного воздействия на когнитивные
способности детей, а также на их школьную успеваемость по математике, чтению и
письму. Об этом свидетельствуют в первую очередь высококачественные работы - то
есть исследования, включавшие, например, контрольную группу с детьми, не
занимавшихся музыкой, но, например, занимавшихся рисованием или спортом. По
словам ученых, небольшой эффект был заметен лишь в исследованиях, не включавших
в себя подобные контрольные группы".
"Благодаря игре на флейте никто не станет лучше решать дифференциальные
уравнения, но об этом и не идет речи", - комментирует исследование нейропсихолог
Лутц Йэнке из Цюрихского университета. "Даже если влияние занятий музыкой на
когнитивные способности не так велико, они несут пользу для детей, а именно дети
овладевают музыкальным инструментом". (...) Такого же мнения придерживается и
Штефан Кёльш, психолог и нейробиолог из Бергенского университета в Норвегии. По
его словам, музыка стимулирует основополагающие для развития ребенка функции,
причем в форме игры: "К ним относятся наблюдательность и внимательность, память
и сенсомоторика, а также эмоциональные и социальные функции".
"К тому же, по словам Кёльша, несколько исследований доказали, что музыкальное
воспитание полезно прежде всего детям с нарушениями развития, например, с
аутизмом, или трудностями в обучении. Упражнения на чувство ритма могут
положительно влиять на детей с дислексией. (...) По мнению психолога, можно было
бы разработать музыкальные тесты, с помощью которых можно было бы выявлять
нарушения в развитии значительно раньше, чем с использованием привычных методов.
"Нарушения речи мы зачастую выявляем, когда уже, в сущности, поздно, - говорит
Кёльш. - При этом тесты на чувство ритма можно проводить уже для 2-летних
детей".
"Существуют лонгитюдные исследования, показывающие, что обучение игре на
музыкальном инструменте существенно влияет на структуры мозга детей, - добавляет
Йэнке. - Это не означает автоматически, что благодаря музыке дети становятся
умнее. Но таким образом может сформироваться когнитивно-анатомический резерв,
который действует вплоть до преклонного возраста".
"В этой связи Йэнке напоминает об известном "исследовании монахинь" в США: в нем
анализ мозга 600 монахинь показал, что даже те из них, кто страдал деменцией или
болезнью Альцгеймера, при жизни были умственно активными, и у них почти не было
нарушений. "В юности и в молодости эти монахини были очень активными в
когнитивном плане, и это, вероятно, уже в молодости изменило их мозг так, что у
них сформировалось достаточно резервов для того, чтобы в старости
противодействовать начинающимся деструктивным процессам", - резюмирует
нейробиолог".
"Не вызывает сомнений то, что игра на музыкальном инструменте положительно
сказывается на внимательности, самоконтроле и дисциплине и важна для
самовыражения и саморазвития - а эти аспекты, по словам Йэнке, обладают
чрезвычайной ценностью для молодежи: "На мой взгляд, они гораздо важнее для
формирования личности, нежели хорошие оценки по математике", - передает Die Welt.
Источник: www.inopressa.ru