Статьи / Педиатрия и неонатология | Опубликовано 27-03-2021

Педиатрия и неонатология
Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Роль тучных клеток при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у детей

Василевский И.В.
Белорусский государственный медицинский университет, Минск, Беларусь

Внимание исследователей все более привлекает факт активного участия тучных клеток (ТК) в патофизиологии ряда детских желудочно-кишечных заболеваний. Тучные клетки издавна известны своей значимостью в аллергической реакции, но также играют важную иммунорегуляторную роль в других процессах, включая иммунную толерантность, врожденный иммунный ответ, ангиогенез, заживление ран и ремоделирование тканей. ТК обнаруживаются по всему желудочно-кишечному тракту (ЖКТ). Три основные физиологи-ческие функции тучных клеток ЖКТ включают регуляцию функций желудочно-кишечного тракта, а именно эпителиальные и эндотелиальные функции, взаимодействие с кишечной нервной системой и вклад в защиту хозяина от бактериальных, вирусных и паразитарных агентов. Считается, что ряд хронических заболеваний ЖКТ у детей и подростков, включая эозинофильный эзофагит, функциональную диспепсию, синдром раздраженного кишечника, целиакию, воспалительные заболевания кишечника, болезнь Гиршпрунга, дисплазию нейронов кишечника, синдром энтероколита, вызванный пищевыми белками, связаны с гиперплазией тучных клеток и их гуморальной активностью.

Тучные клетки не представляют собой гомогенную популяцию клеток, но демонст-рируют значительную функциональную и фенотипическую гетерогенность в зависимости от микросреды, в которой они созревают. Эта неоднородность проявляется в различиях в морфологии, биологических функциях, чувствительности к факторам роста и чувствитель-ности к лекарствам и стимуляторам секрета. Человеческие ТК классифицируются по содер-жанию сериновых протеаз: 1) ТК, содержащие только триптазы (ТКT), 2) только химазы (ТКC) или 3) и триптаза, и химаза положительные ТК (ТКTC) (H.Vliagoftis, A.D.Befus, 2005). Установлено, что ТК способны реагировать в течение нескольких минут или часов на физические, биологические и химические стимулы с локальным или системным действием. ТК, выделенные из кишечника человека, экспрессируют мРНК различных провоспалитель-ных цитокинов (фактора некроза опухоли-α, интерлейкинов: IL-1β, IL-6, IL-8, IL-16, IL-18). Медиаторы делятся на 2 группы: предварительно сформированные и вновь синтезирован-ные. Преформированные медиаторы хранятся в гранулах и включают биогенные амины (гистамин), протеогликаны, нейтральные протеазы и цитокины - комбинацию из более чем 50 активных факторов, которые помогают облегчить вазодилатацию артериол и проницае-мость сосудов. Вновь синтезированные медиаторы включают метаболиты арахидоновой кислоты (простагландин D2, лейкотриен B4, фактор активации тромбоцитов, лейкотриен C4) и цитокины; эти медиаторы нуждаются в транскрипции РНК и высвобождаются в течение нескольких минут или часов после стимуляции ТК (S.C.Bischoff, 2009).

С рождения и неуклонно в течение всего детства наблюдается постепенный рост плотности ТК, интенсивность которого с возрастом уменьшается. Считается, что ТК регулируют ряд важных физиологических функций в кишечнике, включая эпителиальную функцию (секреция воды и электролитов, плотное соединение/целостность эпителиального барьера), эндотелиальную функцию (кровоток, сокращение сосудов, проницаемость эндотелия, коагуляцию/фибринолиз), перемещение в ткани различных клеток (нейтрофилов эозинофилов, лимфоцитов), нейроэнтериальную функцию (перистальтика кишечника, опосредование боли) и трансформацию тканей (заживление ран, фиброз) (S.C. Bischoff, S.Krämer, 2007). Будучи полезными в борьбе с патогенами и принятии защитных мер, ТК в желудочно-кишечном тракте при определенных обстоятельствах вовлекаются в патологичес-кие процессы. В частности, активация ТК может привести к воспалению, которое влияет на моторику, проницаемость слизистой оболочки, барьерную функцию кишечника и висцераль-ную чувствительность. Увеличивая проницаемость слизистой оболочки, ТК могут способст-вовать продолжающемуся воспалительному процессу, независимо от того, инициирован ли процесс микробным патогеном или аллергеном (S.C. Bischoff, S.Krämer, 2007).

Разрабатываются технологии изучения биомаркеров активации ТК при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, однако в детской гастроэнтерологии данные по этому поводу ограничены. Считается, что триптаза является предпочтительным биомаркером для диагнос-тики синдрома активации ТК. Обнаружено, что последовательные измерения триптазы сыворотки полезны при оценке и прогнозировании клинического течения заболеваний (M.Frieri, M.Quershi, 2013). Повышенное количество ТК с высоким содержанием триптазы в слизистой оболочке пищевода (до 20-кратного увеличения) является информативным биомаркером тяжелой степени эозинофильного эзофагита у детей и подростков. Имеются данные о том, что ТК являются ключевым физиологическим фактором патогенеза функцио-нальной диспепсии (ФД) у детей. Повышенная плотность наличия ТК в антральном отделе и их активация связана с более медленным опорожнением желудка у детей с ФД. J.S.Yeom et al. (2013) показали, что головная боль, связанная с симптомами диспепсии у детей с ФД, связана с плотностью ТК слизистой оболочки желудка, предполагая, что ТК могут функци-онально связывать мозг и кишечник при ФД у детей. Цитируемые авторы полагают, что тучные клетки, по-видимому, играют ключевую роль в патогенезе ФД, модулируя как моторику желудка, так и висцеральную гиперчувствительность желудка.

Опубликовано: Материалы 28 Конгресса детских гастроэнтерологов России и стран СНГ «Актуальные проблемы абдоминальной патологии у детей». Москва, 23-25 марта 2021г. М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2021. – С. 13-15.

Рейтинг: 10.0/10 (всего оценок - 1)