Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
RNC Pharma: рейтинг аптечных сетей России по итогам 1 кв. 2021 г.
Май 2021 г. для представителей «большого» российского ритейла ознаменовался стартом очередной волны консолидационных процессов, фактически речь идёт сразу о трёх крупных сделках: «Магнит» договорился о покупке сети «Дикси», «Лента» приобретает сеть Billa, наконец крупное объединение формируется за счёт консолидации отдельных аспектов деятельности трёх региональных ритейлеров Сибири и Дальнего Востока ( «Красный Яр», «Самбери» и «Слата»).
Эти процессы только на первый взгляд далеки от фармацевтической розницы,
экономические условия для всех потребительских рынков одинаковы и вряд ли их
можно назвать благоприятными, отраслевые особенности, конечно, существуют, но у
фармы в текущем году хватает и специфических проблем. Так что консолидационный
процесс, очевидно, докатится и до аптечной розницы.
Точнее будет сказать, что он уже стартовал, после очень точечных покупок,
которые отрасль переживала в 2020 г. текущий год может отметиться как минимум
одной глобальной сделкой – дистрибьютор «Катрен» планирует приобрести
контрольный пакет в группе «Эркафарм». Если после этого произойдёт объединение
операционной деятельности с существующей сетью дистрибьютора «Мелодия здоровья»,
консолидированный игрок легко сможет претендовать на первое место в рейтинге
«классических» аптечных сетей. Совсем без «оптимизации» деятельности после
сделки вряд ли удастся обойтись, но учитывая разницу форматов и относительно
небольшое пересечение с точки зрения региональной представленности, вряд ли сеть
будет сильно «сжиматься». А если учесть наличие у «Катрена» и других его
розничных активов («Аптека.Ру» и ассоциация «Партнёр»), то сделка вообще обещает
очень серьёзно изменить отношения как на розничном, так и на оптовом рынке.
Интересно, что «Сбербанк», который выступал одним из инициаторов продажи «Эркафарм»,
планирует продолжить развитие сервиса «Сбер Еаптека» в т.ч. за счёт физического
открытия новых точек на территории отделений «Сбера». Понятно, что пока это
эксперимент, но для развития он-лайн сервиса в любом случае придётся формировать
офф-лайн инфраструктуру, особенно если речь будет идти о региональной экспансии
формата.
В свете развития интернет-сервисов надо вспомнить ещё одного крупного игрока,
который, наверное, одним из последних проявил интерес к фармацевтическому
сегменту, «AliExpress Россия» подключилась к «родственному» по Mail.ru Group
партнёрству «Все аптеки». Кстати, AliExpress чуть ранее запустил продажу и
ветеринарных ЛП, но уже не через агрегатора, а в рамках классической модели
маркетплейса.