Фармацевтический рынок – итоги, тенденции
На прошлой неделе состоялось последнее в этом квартале собрание Российской Ассоциации Фармацевтического Маркетинга - Круглый стол "Структура и динамика показателей фармацевтического рынка России в 2002-2003 гг."
Участники обсуждали тенденции развития рынка по итогам 2002 года.
С докладом "Тенденции развития фармацевтического рынка: теория и практика" на
мероприятии выступила Сирма Готовац - генеральный директор компании RMBC. В ее
докладе были представлены следующие результаты исследований:
Объем российского фармацевтического рынка в последние несколько лет
увеличивается не более чем на 10% в год. Введенный в январе прошлого года НДС
привел к росту цен на лекарства, но не оказал существенного влияния на объем и
структуру фармрынка. В 1 кв. 2003 года объем фармацевтического рынка вырос на
10% по сравнению с 1 кв. 2002 и составил $801 млн. в оптовых ценах, из них $641
млн. составляет аптечный сектор, а $160 млн. – госпитальный сектор.
Российский рынок БАД значительно меньше рынка ЛС, но их продажи существенно
растут. На данный момент БАДы являются конкурентами для некоторых групп
лекарственных средств.
Производственный сектор:
Сегмент иностранных производителей стал менее сконцентрированным. Если в 2001
году доля пятерки лидеров в общем объеме импорта составляла 25%, то в 2002-м она
составила 19%.
В рейтинге иностранных производителей произошли незначительные изменения: «ГлаксоСмиткляйн»,
находившийся на 2-м месте в 2001 году теперь занимает 4-е место, а бывший
седьмым «Новартис» – 2-е. «Авентис» по-прежнему лидирует.
В рейтинге отечественных производителей лидером является компания
«Отечественные лекарства» сместившая на второе место «Ай-Си-Эн Фармасьютикалс».
«Мосхимфармпрепараты» с 7-го места переместились на 5-е.
Дистрибьюторский сектор:
Дистрибьюторский сегмент становится более сконцентрированным. Доля первых 15
компаний в общем объеме рынка составляет 52%.
В 2002 году в десятку ведущих импортеров вошли новые компании:
«Аптека-Холдинг», «Катрен», «Интеркэр».
Аптечный сектор:
Аптечные сети имеют все более широкое присутствие на рынке. Их доля в
некоторых регионах достигает 40% в денежном выражении.
Ведущие марки на аптечном рынке – это активно продвигаемые ОТС препараты,
либо препараты, входящие в перечень ЖНВЛС.
Рейтинг торговых марок, лидирующих по объему аптечных продаж по итогам 1 кв.
2003 г. значительных изменений не претерпел. На первом месте по-прежнему «Но-шпа».
Второе место теперь занимает «Энап», сместивший «Эссенциале Н». Замыкающий в 1
кв. 2002 г. десятку лидеров «Капотен» ее покинул, теперь его место занимает «Фервекс».
В 10-ке лидирующих компаний в этом секторе – «Авентис», Gedeon Richter, KRKA,
«Берлин Хеми», Sanofi-Synthelabo и др.
Госпитальный сектор:
В 2002 году объем госпитального сектора составил $599 млн. в ценах закупки.
В десятке ведущих производителей – Aventis Pharma, F.Hoffman La Roche, Gedeon
Richter, Sanofi-Synthelabo, GSK, Schering AG, Eli Lilly, Astra Zeneca, Novo
Nordisk, Novartis.
В рейтинге ведущих торговых марок по объему больничных закупок в 1-м кв. 2003
года произошли некоторые изменения. Так, находящийся в прошлом году на втором
месте «Цефазолин», в этом году сместил «Хлорид натрия» и теперь лидирует, а вот
находившийся на 3-м месте «Гемзар» вовсе исчез из десятки лидеров, уступив
новичкам – «Цефобиду», «Нейпогену» и «Тиенаму».
В заключении, г-жа Готовац сообщила, что, как и прежде,
российские покупатели отдают предпочтение известным маркам лекарственных
препаратов, несмотря на то, что они намного дороже отечественных аналогов. В
будущем эта тенденция сохранится.
«Российский фармрынок достаточно динамично растет и в ближайшие годы (до
2005) уровень его роста будет составлять порядка 10%, что соответствует мировой
практике, когда в период оживления экономики, фармрынок растет несколько
быстрее, чем реальные доходы на душу населения.
Наиболее динамично меняющийся сектор - дистрибьюторы и в будущем в
дистрибьюторском секторе возможны изменения вследствие происходящего роста
концентрации на фармрынке», - говорит Сирма Готовац.
За дополнительной информацией обращайтесь:
PR-агентство «Креатив-Студия Прессто»
Тел.: 264-86-76/86-72 (Елена Кулькова)