ВОДИТЕЛЬСКИЕ
ОЧКИ («всепогодные» при плохой видимости)
Очки разработаны - МНТК «Микрохирургия глаза (под
руководством академика С.Н. Федорова).
Очки созданы специально для водителей транспорта, для вождения в условиях
плохой видимости - снег, туман, дождь и т.п. Спектр пропускания линз очков
способствует защите зрительного органа от переутомления.
Очки обладают следующими преимуществами:
- полностью задерживают вредные для глаз УФ-лучи; повышают контрастность
зрения за счет селективного поглощения в сине-голубой части спектра,
наиболее подверженной рассеянию;
- улучшают цветоразличение, пропуская свет в зеленой части спектра;
- снимают сонливость и утомляемость за счет пропускания света в желтой
области спектра;
- способствуют восстановлению функционального состояния тканей глаза и
родопсина, отвечающего за светочувствительность рецепторов сетчатки глаза,
за счет «релаксационной» полосы спектра пропускания;
- улучшают восприятие внешней среды и настроение за счет создания
эффекта «солнца» на фоне пасмурной погоды;
- значительно уменьшают ослепление от света встречных фар.
Линзы-светофильтры водительских очков изготовлены из высококлассного
оптического пластика CR-39 с нанесенным специальным спектральным покрытием
по уникальной технологии. Пластиковые линзы значительно легче стеклянных.
Длительность ношения очков водителями транспортных средств контролируется
индивидуально и зависит только от состояния комфортности.
3АКЛЮЧЕНИЕ
по физиологической апробации светофильтров для вождения
транспорта
Испытание физиологических свойств фильтров, разработанных и изготовленных
МНТК "Микрохирургия глаза", проводилось с применением общепринятых методик
изучения воздействий света на глаз человека: оценка динамики остроты зрения
и степени ослепленности, контрастной чувствительности и цветоразличения.
Обследование испытуемых проводилось с фильтрами для ночного вождения
транспорта и фильтрами" для вождения в условиях плохой видимости и пасмурной
погоды ("всепогодные фильтры").
Испытуемые были разделены на две группы, одну из которых обследовали с
применением фильтров, а другую без фильтров. Приведены среднестатистические
данные.
- Оценка динамики остроты зрения, связанной со способностью глаза
следовать за тестовым объектом и степени ослепленности проводились с
использованием прибора Государственного одического института - "Никтоскоп",
позволяющего дать количественную оценку.
На фоне установившейся темновой адаптации подавалось световое
адаптометрическое воздействие (10 сек. к поверхности яркостью 300 кд/кв.м)
для временного ослепления глаз. а затем определялись сравнительные
величины как степени ослепленности, так и скорости восстановления остроты
зрения (до величины 0,5ед.).
Способность к различению тест-объектов сразу после ослепления при
использовании фильтров для ночного вождения улучшалось на 15-20%, что
свидетельствует о большей скорости восстановления остроты зрения и меньшей
степени ослепленности, чем при засветах без фильтров.
Время восстановления остроты зрения у испытуемых без фильтров составило
4,5-5,0 сек., а с фильтрами соответственно 4,0-4,5 сек., что говорит о
небольшом ускорении процессов восстановления остроты зрения после
ослепления при наблюдении с фильтрами.
- Оценка контрастной чувствительности глаза оценивалась с помощью метода
визоконтрастометрии по специальным таблицам с типографскими
фотоизображениями пространственных решеток с плавно изменяющимся
контрастом.
При применении этих фильтров наблюдалось также определенное увеличение
контрастной чувствительности глаза на 20-25Х, причем более значительный
рост контрастной чувствительности (30-35%) наблюдался при использовании
всепогодных фильтров.
- Оценка цветоразличения определялась с помощью колориметрически
выверенных таблиц в книге-приборе проф. Е. Б. Рабкина. "Полихроматические
таблицы для исследования- цветоощущения". Применение светофильтров
улучшало цветоразличение по таблицам Е. Б. Рабкина.
При обследовании пациентов, носящих очки постоянно, все
вышеперечисленные положительные эффекты выражены еще ярче.
ВЫВОДЫ:
1. Использование фильтров для ночного вождения транспорта может быть
рекомендовано для снижения уровня вечерней и ночной ослепленности фарами
встречного транспорта.
2. Использование всепогодных фильтров может быть рекомендовано для
вождения автомашин в условиях плохой видимости (туман, дождь и др.)
3. Наблюдаемые положительные эффекты в данных условиях можно объяснить:
- некоторым поглощением слепящего света покрытиями Фильтров;
- усиленным пропусканием света фильтрами в желтой части спектра.
Руководитель Центра зрительной профилактики
и спортивного зрения ВНИИФК, член Европейской Ассоциации
зрения и офтальмологии, проф., д.б.н., член-кор. РАЕН
Г. Г. Демирчоглян
Ochki.InterModa.Ru
Все материалы по очкам и оправам |