Очереди в поликлиниках – привычная и раздражающая ситуация для многих людей. Она связана, прежде всего, с необходимостью персонала заполнять большое количество документов вручную.
Сейчас в медицинскую сферу все активнее внедряют автоматизированные рабочие
места (АРМ) для врачей. Это ускоряет, упрощает и структурирует выполняемую
работу. Сервис повышает качество обслуживания пациентов, сокращает время
ожидания в очередях за счет оптимизации всей работы в одной программе. Однако
такое ПО распространено не на все процессы медучреждения, что приводит к
ошибкам, потерям данных, медленной работе персонала и большим очередям.
Магистрант Пермского Политеха Алина Касимова разработала дополнительный сервис
АРМ медсестры, который упорядочивает и ускоряет работу с пациентами.
Статья опубликована в сборнике «Автоматизированные системы управления и
информационные технологии», 2023 год.
В больнице пациенты приходят на прием, чтобы получить соответствующее
лечение. Доктор составляет лист назначения, внося данные вручную в электронные
таблицы, а потом печатает его. Этот документ сначала передается в процедурный
кабинет, а потом администратору, который вносит информацию из листа в систему.
– Процесс сам по себе времязатратный, поскольку вся цепочка может занимать от
30 до 60 минут на одного пациента. Да, на первый взгляд выписать назначение и
ввести данные о выполненных услугах можно относительно быстро, но что насчет
загруженных дней, когда один врач работает не с двумя, а с двадцатью двумя
пациентами или более? Неизбежны очереди как у кабинетов, так и у стойки
администратора. Как следствие, качество сервиса снижается. К тому же это
повышает риски потерять бумажные документы или ошибиться при ручном вводе, –
объясняет научный руководитель, кандидат технических наук, доцент кафедры
«Информационные технологии и автоматизированные системы» ПНИПУ Денис Яруллин.
В качестве решения ученые Пермского Политеха предлагают разработку
дополнительного сервиса в виде АРМ медсестры, который повысит производительность
и снизит риск ошибок в работе клиник. Программа минимизирует время заполнения
документов, не допуская их потерь (так как они уже в системе). Именно из-за
заполнения бумаг и их передачи люди долго ожидают в очереди. С внедрением АРМ
пациента принимают вовремя и с запасом по времени так, чтобы провести все
необходимые процедуры. Помимо прочего, происходит валидация данных при
заполнении формы, за счет чего исключаются ошибочные значения в документах при
ручном вводе.
Существующие подобные веб-решения осложняются тем, что для их реализации
требуется внедрение целого программного пакета приложений для управления
процессами клиники. Но они могут быть несовместимы с уже встроенными
компьютерными системами, что приведет к сбоям в программе. Политехники
предлагают свой собственный сервис, который разрабатывается под нужды
конкретного медицинского учреждения, то есть под его бизнес-процесс. Он
встраивается в уже имеющуюся систему, расширяя ее функционал.
Веб-приложение содержит оптимальный понятный интерфейс, который не требует
дополнительного обучения пользователя. В функционал сервиса входит просмотр
списка пациентов, листов назначений и изменения статуса процедуры. На главной
странице приложения медсестра сможет увидеть всех пациентов, у которых
запланированы процедуры в текущий день. Их карточки представлены в удобном
формате в виде плиток с ФИО и датой рождения. Выбрав нужную карточку, медсестра
просматривает лист назначения и указывает статус каждой процедуры – выполнена
или нет. Также тут можно узнать информацию о диагнозе и лечащем враче.
Разработанный интерфейс политехники протестировали среди медсестер клиники.
Персонал отметил важность, удобство использования программы и соответствие
рабочим потребностям.
– Сейчас мы совершенствуем технологию. Работаем над отображением остатков
лекарственных препаратов на складе, разработкой чата для связи с администратором
и врачом. А также планируем внедрять биометрию или RFID-карточки с чипом для
авторизации пользователя. Приложение будет доступно персоналу клиники как на ПК,
так и на телефоне ориентировочно осенью 2024 года, – поделилась магистрант
кафедры «Информационные технологии и автоматизированные системы» ПНИПУ Алина
Касимова.
Реализованные учеными Пермского Политеха модели и алгоритмы могут быть
использованы для разработки информационных систем в разных медицинских
учреждениях. Программа АРМ медсестры внесет большой вклад в упорядоченную работу
клиник, позволит избежать путаницы и ошибок в назначении лечения пациентам, а
также обеспечит качественное и быстрое выполнение рабочих обязанностей.