MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет


Дата публикации: 05-07-2007
Раздел: Здоровье и красота

Россия стала активно худеть!


По данным ВОЗ, проблема избыточного веса является актуальной более чем для одного миллиарда людей. По прогнозам, эта цифра в ближайшие 10 лет может увеличиться до полутора миллиардов (при отсутствии надлежащих мер по решению этой проблемы). По различным оценкам, в России избыточный вес имеет более 60% взрослого населения страны; каждый четвертый россиянин страдает ожирением.

Далеко не всегда человек, страдающий ожирением, воспринимает это как серьезное заболевание, провоцирующее развитие тяжелых хронических недугов, таких как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония и многих других. Чаще всего к ожирению относятся как к косметической проблеме. Подобное восприятие, а также невнимательное отношение к собственному здоровью в целом создало предпосылки для появления в России обособленного сегмента средств для похудения, большая часть которого все еще находится вне аптечного сектора рынка. По нашим оценкам, доля аптечных продаж в общем объеме реализации препаратов для похудения находится в диапазоне 25—35%.

В настоящее время в России около 99% аптечных продаж лекарственных средств против ожирения приходится на две торговые марки: Ксеникал (Рош) и Меридиа (Эббот). Общий объем их реализации в 2006 г. составил более 60 млн долл. США в ценах потребителя, а в первые четыре месяца текущего года более 22 млн долл., причем темпы роста продаж обеих торговых марок превышают среднерыночные, что характеризует этот сегмент рынка как далекий от насыщения. Кроме того, эти препараты различаются по механизму действия, что позволяет им сохранять относительное равновесие в долевом соотношении реализации, и не имеют аналогов на рынке (отечественный препарат Редуксин, аналог Меридиа, появился на рынке совсем недавно). Эти обстоятельства, вкупе с увеличением числа потенциальных потребителей, свидетельствуют о том, что в ближайшее время стоит ожидать увеличения объема данного сегмента как в стоимостном, так и в натуральном

Отличительной особенностью этих двух инновационных препаратов является их высокая цена. Упаковка Ксеникала или Меридиа в аптеке стоит 1000—5000 руб. в зависимости от количества капсул. При этом курс лечения не ограничивается одной упаковкой, что делает эти препараты недоступными для многих потенциальных потребителей. Поэтому происходит смещение потребительского интереса в сторону более дешевых и доступных БАД, которые, помимо всего прочего, продаются без рецепта врача.

Главной отличительной особенностью сегмента БАД от сегмента ЛС является значительно большее представительство торговых марок и производителей, что вызывает очень жесткую конкуренцию внутри группы. На данный момент в российских аптеках реализуется более 150 торговых марок БАД для похудения более чем 100 производителей. Любопытно, что объем продаж БАД и ЛС в аптеках практически одинаков. За первые четыре месяца с.г. объем продаж БАД всего на 2 млн долл. превысил объем продаж ЛС. Однако если учесть, что большая доля БАД реализуется не через аптечный прилавок, придется признать очевидную ориентированность рынка на биологически активные добавки. На наш взгляд, существует три основные причины превалирования БАД на рынке:

  • Более низкая цена БАД, чем лекарств. Средняя цена отпускаемой в аптеке добавки составляет примерно 150 руб., в то время как аналогичный показатель для лекарственного средства выше более чем в 10 раз.
  • Рекламная поддержка. И Ксеникал и Меридиа являются препаратами рецептурного отпуска, что полностью исключает возможность прямой рекламы этих продуктов, в то время как на рекламу БАД подобных запретов нет.
  • Доступность. Для покупки лекарственных средств против ожирения в аптеке необходим рецепт врача, в то время как для покупки БАД достаточно простого желания и наличия необходимой суммы денег.
  • При этом БАД, в отличие от лекарственных средств, регистрируются без прохождения клинических испытаний; соответственно всякий раз, приобретая упаковку БАД для похудения, потребитель покупает «кота в мешке». Эффективность многих подобных препаратов подлежит большому сомнению, т. к. большинство из них содержат обыкновенные слабительные или мочегонные вещества. В последнее время все более популярными становятся комбинированные добавки, в состав которых входят очищающие вещества и сжигатели жира. Ярким примером подобного продукта является добавка Турбослим, лидер по стоимостным объемам продаж в секторе биологически активных добавок для похудения (табл. 1). На фоне резкого взлета Турбослима отмечается падение продаж различных чаев на основе слабительных трав, таких как Летящая ласточка, Ред слим, Похудей и др. Стоит предположить, что изменение вектора продаж — явление не временное, и в дальнейшем именно комбинированные добавки будут иметь преимущество на рынке.

    Таблица 1. ТОП-25 торговых марок против ожирения в России, январь-апрель 2007 г.

    Рейтинг, янв.-апр. 2007 г.

    Торговая марка

    ЛС/БАД

    Доля в общем объеме продаж (%), янв.-апр. 2007 г.

    Доля в общем объеме продаж (%), 2006 г.

    Среди ЛС

    Среди БАД

    В сегменте в целом

    Среди ЛС

    Среди БАД

    В сегменте в целом

    1

    Ксеникал

    ЛС

    68,6

    -

    32,9

    68,9

    -

    31,3

    2

    Меридиа

    ЛС

    30,8

    -

    14,7

    30,9

    -

    14,1

    3

    Турбослим

    БАД

    -

    25,7

    13,4

    -

    15,1

    8,2

    4

    Жуйдэмэн

    БАД

    -

    13,4

    7,0

    -

    22,1

    12,1

    5

    Летящая ласточка

    БАД

    -

    4,9

    2,6

    -

    4,8

    2,6

    6

    Худеем за неделю

    БАД

    -

    4,6

    2,4

    -

    2,2

    1,2

    7

    Идеал

    БАД

    -

    4,3

    2,2

    -

    4,1

    2,2

    8

    Ред Слим

    БАД

    -

    3,9

    2,1

    -

    3,3

    1,8

    9

    Лэй Дэй

    БАД

    -

    2,7

    1,4

    -

    7,0

    3,8

    10

    Лида

    БАД

    -

    2,7

    1,4

    -

    3,8

    2,1

    11

    Кофе для похудения

    БАД

    -

    2,6

    1,4

    -

    0,4

    0,2

    12

    Липрина

    БАД

    -

    2,4

    1,2

    -

    0,5

    0,3

    13

    Гарциния

    БАД

    -

    2,3

    1,2

    -

    2,8

    1,5

    14

    Чай Похудей

    БАД

    -

    2,2

    1,2

    -

    3,2

    1,8

    15

    Чай Канкура

    БАД

    -

    1,9

    1,0

    -

    2,2

    1,2

    16

    Эланс

    БАД

    -

    1,8

    0,9

    -

    -

    -

    17

    Фарма-Мед Леди'с Формула

    БАД

    -

    1,5

    0,8

    -

    1,7

    0,9

    18

    МКЦ

    БАД

    -

    1,3

    0,7

    -

    1,0

    0,5

    19

    Бью-ти Кафф

    БАД

    -

    1,2

    0,6

    -

    1,6

    0,9

    20

    Зимняя вишня

    БАД

    -

    1,2

    0,6

    -

    2,0

    1,1

    21

    Хитозан

    БАД

    -

    1,0

    0,5

    -

    0,8

    0,5

    22

    Фэт-Х

    БАД

    -

    1,0

    0,5

    -

    1,9

    1,0

    23

    Бодимарин

    БАД

    -

    0,9

    0,5

    -

    1,3

    0,7

    24

    Нарток

    БАД

    -

    0,9

    0,5

    -

    1,0

    0,5

    25

    Каффа Диет

    БАД

    -

    0,9

    0,5

    -

    1,0

    0,5

    Источник: ЦМИ «Фармэксперт» по итогам «Мониторинга розничных продаж ЛС, БАД и космецевтики в России»

    Немаловажным фактором, влияющим на объем реализации препаратов для похудения, является общий уровень осведомленности потребителя. Регулярно появляющаяся в СМИ негативная информация о БАД в немалой степени может повлиять на продажи того или иного бренда. Так, например, неоднократные упоминания об изъятии поддельной или некачественной продукции под популярной маркой Жуйдэмэн привели к тому, что этот бренд в течение прошлого года утратил лидирующую позицию в сегменте.

    Отличительной особенностью сегмента БАД для похудения в отличие от лекарственного сегмента является большая доля в общем объеме продаж добавок отечественных производителей, в то время как почти 100% продаж лекарств против ожирения приходится на долю зарубежных инновационных корпораций. Почти половина всего стоимостного объема реализации БАД приходится на долю российских компаний. Лидером сегмента также является отечественная компания — Эвалар (табл. 2).

    Таблица 2. ТОП-25 производителей препаратов против ожирения в России, январь-апрель 2007 г.

    Рейтинг, янв.-апр. 2007 г.

    Производитель

    Доля в общем объеме продаж (%), янв.-апр. 2007 г.

    Доля в общем объеме продаж (%), 2006 г.

    Среди ЛС

    Среди БАД

    В сегменте в целом

    Среди ЛС

    Среди БАД

    В сегменте в целом

    1

    Рош

    68,6

    -

    32,9

    68,9

    -

    31,3

    2

    Эббот

    30,8

    -

    14,7

    30,9

    -

    14,1

    3

    Эвалар

    -

    29,5

    15,3

    -

    18,7

    10,2

    4

    Шен Ча Чудесный Чай

    -

    13,4

    7,0

    -

    22,8

    12,4

    5

    Леовит

    -

    7,6

    3,9

    -

    2,8

    1,5

    6

    Люйшаньцзю

    -

    5,0

    2,6

    -

    4,9

    2,7

    7

    Индастри Джаму Сари Сехат

    -

    4,3

    2,2

    -

    4,1

    2,2

    8

    Эланда

    -

    3,9

    2,1

    -

    3,3

    1,8

    9

    Курортмедсервис

    -

    3,0

    1,6

    -

    5,4

    3,0

    10

    Ворлд Нутришн

    -

    2,7

    1,4

    -

    6,4

    3,5

    11

    Дали

    -

    2,7

    1,4

    -

    3,8

    2,1

    12

    Фармалайф Ресеч

    -

    2,4

    1,2

    -

    0,5

    0,3

    13

    Тай Пин

    -

    2,3

    1,2

    -

    2,5

    1,4

    14

    Цэрера ТД ООО

    -

    2,2

    1,2

    -

    3,2

    1,8

    15

    Юнифарм

    -

    1,8

    0,9

    -

    -

    -

    16

    Фармамед

    -

    1,5

    0,8

    -

    1,7

    0,9

    17

    ПО Биологических комплексов

    -

    1,2

    0,6

    -

    1,6

    0,9

    18

    Лаборатория Ив Понруа

    -

    1,2

    0,6

    -

    0,2

    0,1

    19

    Натур Продукт

    -

    1,0

    0,5

    -

    1,1

    0,6

    20

    Ядран

    -

    0,9

    0,5

    -

    1,3

    0,7

    21

    Нэйчур Вэй

    -

    0,9

    0,5

    -

    0,5

    0,3

    22

    Каффа Индастрис ОАО

    -

    0,9

    0,5

    -

    1,0

    0,5

    23

    Лаборатория Витармонил

    -

    0,8

    0,4

    -

    1,1

    0,6

    24

    Фоур Вечерс

    -

    0,8

    0,4

    -

    1,0

    0,5

    25

    Биомир

    -

    0,8

    0,4

    -

    0,2

    0,1

    Источник: ЦМИ «Фармэксперт» по итогам «Мониторинга розничных продаж ЛС, БАД и космецевтики в России»

    Перспективы развития сектора рынка препаратов для похудения представляются весьма многообещающими. Постоянный рост числа потенциальных потребителей неизбежно будет влиять на рост реализации подобной продукции, причем как в лекарственном сегменте, так и в сегменте БАД. В то же время следует ожидать небольшого смещения потребительского спроса в сторону лекарственных средств, для чего существуют три основные предпосылки:

    • Появление в секторе лекарственных средств аналогов инновационных препаратов, в том числе и российского производства. Цены на эти лекарства будут ниже, нежели на оригинальные средства, что привлечет часть потребителей из сегмента БАД.
    • Рост благосостояния потребителей также должен привести к увеличению потребления более дорогих препаратов и как следствие к росту объема продаж в сегменте в целом.
    • Рост информированности потребителя вкупе с уменьшением доверия к БАД также должны привести к оттоку части денежной массы в сторону рынка лекарственных средств.

    Филипп Васильев, ведущий аналитик ЦМИ Фармэксперт

    Давид Мелик-Гусейнов, директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ Фармэксперт

    Источник: Пресс-служба ЦМИ «Фармэксперт»
    Дата: 05.07.2007 Марина Колядкина
     



    Источник:

    Эта статья / новость опубликована на сервере MedLinks.ru
    URL статьи / новости http://www.medlinks.ru/article.php?sid=29753
    Главная страница сервера http://www.medlinks.ru