MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет


Дата публикации: 10-06-2013
Раздел: Педиатрия и неонатология

Нескромное обаяние откровений

Рецензия на книгу Виктор Бирюков, Александр Черницкий / Как воспитывать ребенка до детского сада. От 0 до 3 (Советы опытных отцов). — М.: ЭКСМО, 2013. — 224 с. ISBN: 978-5-699-59793-2

Наталья ПАШКЕВИЧ

Что мы делаем, увидав в книжном магазине привлекшую нас книгу? Обычно перелистываем Содержание. А когда оно «цепляет», прочитываем тут и там по нескольку строк. Ежели и эти строки приходятся по душе и вкусу, времени не тратя даром бодро маршируем к кассе.

Со мной, автором этих строк, произошла именно такая заурядная, в общем-то, история. Вся ее незаурядность состояла в самом Содержании. Да и укрытые в нем главки-советы ну никак не могли зваться обыденными. Каждый из 50 советов родителям несут столь мощный смысл, да к тому же написаны таким слогом, что сразу смекаешь: мощная вещь. Вот, к примеру, один из афоризм Бирюкова и Черницкого: «смысл жизни в том, чтобы родители гордились своими детьми, а дети – родителями». Круто, а?

Ну что ж, к делу. Обратите внимание: все подзаголовки Советов настолько точно раскрывают смысл самих заголовок, что лучше было назвать их не Советами, а секретами или откровениями. Вот, к примеру, Совет 1 «Главное отличие от животных» тут же и поясняет «Без речи нет личности». Оказывается, Маугли – «сказочный герой: в реальности среди волков вырастет полный идиот – человеческое существо без личности. Личностью обладают лишь люди со здоровой психикой, носители полноценного сознания. Формирование сознания происходит в первые 3–4 года жизни исключительно благодаря воспитанию».

И так далее – 50 Советов, 50 Секретов, 50 откровений. А вот в чем мудрые отцы признаются молодым родителям: «Нам, соавторам этой книжки, больше ста лет – на двоих. То есть мы довольно-таки зрелые отцы, даже деды. У одного из нас трое детей (две девочки и мальчик), а вдобавок две внучки. У второго из нас внучка пока одна, а детей четверо (три девочки и мальчик)».

Разумеется, далее мы не станем пересказывать здесь собственно советов-секретов. А иначе какой же смысл в рецензии: достаточно прочесть разом всю книжку; обещаю: не оторветесь! Поэтому приведем еще лишь несколько откровений. Вот, к примеру, вопрос: нужна ли в квартире детская мебель, все эти стульчики для еды или столики для рисования? Авторы убеждены: сие есть просто хлам.

А как кормить малыша? «Мы убеждены, что когда ребенок в состоянии прожевать тот или иной продукт, значит, этим продуктом он может питаться, - сакральничают Бирюков с Черницким. – Мудрая природа предусмотрела постепенное – с возрастом – развитие жевательных возможностей. Если ребенок справляется со спагетти – на здоровье, присутствие такой пищи в меню уже угодно природе. Малыш слопал кусочек колбасы? Не переживайте, лишь бы колбаса была свежая. Самый простой и естественный способ обеспечить пищевое разнообразие – подкармливать ребенка со стола взрослых.

«Максимальное разнообразие способствует развитию челюстей, полностью удовлетворяет потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минералах, решительно упрощает домашнюю готовку. Не надо истерик: что дурного, если в пять месяцев кроха съел кукурузную палочку, а в полгода лизнул мороженое? Если малыш отхлебнул у мамы кофе, это еще не значит, что он накачался кофеином, зато уже умеет пить из кружки – радуйтесь!
Злоупотреблять взрослой пищей, конечно, не нужно, но постепенно она должна вытеснять пресную и невкусную гомогенизированную еду «для беззубых». К полутора годам малютка с удовольствием ест борщ с котлетами (от чего бабушки приходят в ужас), а заодно слегка осваивает ложку с вилкой.

А хотите просто развлечь дочку или сына во время прогулки? Подводите своего ребятенка к стройкам, какие сейчас на каждом шагу. Работа тяжелой техники завораживает: «Трактор, грейдер, каток, скрепер, экскаватор, гудронатор, самосвал – от всего этого великолепия малыша трудно оторвать, – говорят зрелые наши отцы. – Пускай человек с младых ногтей вволю насмотрится, как род людской упорядочивает мир. Всякая стройка – это такое упорядочивание, борьба с природным хаосом, процесс созидания. Вот почему наблюдение за стройкой – важный элемент формирования личности».
Но, скажите-ка нам, читатель, давать ли сдачи при всякой неудаче? «Хотите отравить детство ребенку? – вопрошают соавторы книжки. – Тогда не учите его постоять за себя. Подобно четвероногим братьям меньшим, дети охотно заклевывают слабаков. Взаимная травля начинается в детсаду и нарастает вплоть до старших классов школы. Поэтому кто-то вспоминает детство как удовольствие, а кто-то выносит оттуда воспоминания об измывательствах. Поэтому с 2-х лет учим... драться. Альтернативы нет – скоро непременно пригодится. Философия такого умения проста: "Не обижай никого. Но если тебя обидели, ответь. Не ответишь – обязательно опять обидят тебя"».

Как именно драться? Покоренные голливудскими фильмами родители мечтают, чтобы их девочки и мальчики изящно гарцевали в бою подобно любимым артистам. Что ж, карате и правда красивое зрелище, но от него мало проку в настоящей драке: недаром родилось столь «тупое» единоборство как бесконтактное карате. В плотном уличном бою некогда отплясывать каты, а надо соблюдать два правила: держаться на ногах и наносить сокрушительные удары. Поэтому не учите бить в прыжках: они обычно заканчиваются падениями. Не учите бить по органам, скрытым под одеждой: легко промазать (целил в солнечное сплетение, а эффекту ровно 0,0). Не учите работать открытой ладонью – так можно сломать пальцы: если уж бить, то кулаком. С младых ногтей в бою нужно вести себя рационально, т.е. достигать максимума эффекта при минимуме затрат.
Умение драться пригодится чаду не только для защиты от однолеток: педофилы и прочие отморозки опаснее. Самая большая трудность, однако, «сидит» в голове, в психологии. Агрессивность у детей очень разная. Дело вовсе не в разной концентрации половых гормонов (в норме она у ровесников практически одинакова), а в том, что ребенок подражает взрослым. Если в семье без конца потасовки, родители цепляются друг к другу, склочничают, обзываются, то ребенок, скорее всего, будет вздорным и станет безоглядно лезть в драку. Вот почему, обучая спокойного ребенка (из мирной семьи) ударам, приходится тормошить его, раззадоривать, даже злить. Кстати: папе придется подставлять собственную физиономию. Иначе ребенку трудно объяснить, что такое «дать в морду».

А вот еще нюансик! «Молодые мамы и папы страшно стесняются, когда отпрыск закатывает сцену с дикими воплями в людном месте, напоминают Бирюков с Черницким. – Тут уж ребятенку достается по полной программе, включая тычки, пинки и затрещины. Поверьте, стесняться-то нечего. Почти все взрослые прекрасно осведомлены о том, что маленькие человечки время от времени истерят (это невдомек разве что незначительному меньшинству – тем, у кого нет ни детей, ни племянников). Видя рыдающего малыша, взрослые вовсе не стремятся осуждать его родителей, но с пониманием улыбаются».

Будем откровенны: без наказаний не научить будущую личность отличать добро от зла. Иначе в сознании не «пропишется» понимание того, что хорошо и что плохо. Без наказаний не вырастить полноценного человека. Наказание – важнейший инструмент воспитания.

Однако тут мы обязаны предупредить о двух тонкостях. Наказание – это то, что ребенку неприятно, но необязательно больно. Зачем шлепать и раздавать подзатыльники, если можно строго заговорить, погрозить пальцем (Но-но-но!), прикрикнуть, отказать в конфете, отнять любимую игрушку, положить в кроватку (лишить "свободы передвижения"), выключить мультфильм? Арсенал велик!

Модные «правозащитники» навязывают России ювенальную юстицию, которая зародилась в «дисциплинарном санатории» Запада. Она дробит коллективную личность семьи, санкционируя похищение государством детей у матерей и отцов. Попробуйте в США или Израиле проболтаться, что вы отшлепали своего отпрыска, – его отберут, а вас затаскают по судам. Похоже, западные юристы исходят из того, что малышу лучше жить в приюте или с бабушкой, чем с мамой и папой.

Тонкость вторая: родители должны знать, кто из них и кого из детей вправе наказывать. В отношении девочек «палачом» выступает мать. В отношении сыновей – отец. Помнить об этом должны прежде всего матери: именно они проводят почти все время вместе с ребенком в первые его годы. Понятно, что с девочками проще. Но как наказывать сыновей, если папа весь день на работе? Мама, как бы вам ни хотелось поквитаться с сорванцом за шалости, не наказывайте его всерьез. Не допустите, чтоб он вас боялся, – пусть боится папу. А пока папа на работе, погрозите сыну пальчиком, пообещайте вечером все рассказать отцу (вот папа вернется, он тебе задаст), но не прибегайте к репрессиям лично. Дурной славы Андрея Чикатило мамаша годами избивала за то, что мочился по ночам.

Вопрос: как же быть мамам, которые воспитывают мальчишек в одиночку, без пап? Ответ: сделайте все возможное, чтобы папа не ушел из семьи хотя бы до того, как малышу исполнилось 5–6 лет. Если вы в этом не преуспели и с папой все-таки пришлось расстаться, найдите своему пацанчику образец мужского поведения и мужского наказания. Не очень-то и важно, кто это будет: ваш отец, ваш брат, ваш любовник. Главное, мама: не допустите, чтобы сын ощущал при вашем виде реального испуга. Если мальчика наказывает мужчина, то в лице нежной, ласковой мамы мальчик полюбит весь противоположный пол: сформируется гетеросексуал. И наоборот: от властной, деспотичной мамаши добра ждать не приходится.
Особая прелесть – рассуждения мужчин о еде. С одной стороны, организм мелкого человека тонко настроен ровно на то количество пищи, какое требуется. Уважайте эту настройку! Неопытной мамаше кажется, что если ребенок не ест, значит, он не знает, что голоден и ему нужно помочь это осознать. Когда вы пихаете лишнюю еду, у крохи растягиваются стенки желудка, природная настройка сбивается, еды требуется все больше: малыш превращается в обжору со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями. С другой стороны, руководствуйтесь принципом «У нас не ресторан». Не нужно готовить изысканных яств с тем, чтобы малыш побольше ел.

Если мы встречаем на улице малыша, испещренного зеленкой, то невольно думаем: любящая мама или любящая бабуля сама, своими руками закормила крошку до дикого диатеза. Диатез (аллергия) – следствие перегруженной печени. Обусловлена такая перегрузка избытком пищи. Если же здоровый малыш отворачивается от еды, прислушайтесь к его мнению просто потому, что оно верно. Ну наелся человек!

А вот другая «необогнумая» тема: мальчишек неудержимо тянет к машинам. Уже в 1,5 года они не пропускают ни одной «тачки», так и норовят потрогать фары с поворотниками и перемазаться, обнимаясь с кузовом или колесом. Используйте эту тягу! Для начала просто называйте марки припаркованных авто: «Это "рено", а это "тойота"... Как называется эта машина? Нет, это не "форд", это же "фольксваген", приглядись получше, видишь букву W на радиаторе?..».

Заведите дома тетрадь, чтобы вклеивать логотипы, вырезанные из автожурналов. Выгоды такого подхода В.С. Бирюков и А.М. Черницкий объясняют доходчиво. «Выгоды следующие: мальчишки считают "лузером" того, кто не "сечет" в автомарках, например, не в силах отличить Renault от Citroen; новые слова помогают малышу освоить родную речь и подступиться к иностранным языкам, поскольку почти все марки импортированы из США, ФРГ, Японии, Франции, Италии, Кореи, Китая и т.д. С легкостью распознавая автомашины, мальчик успешно прогрессирует в распознавании иных живых и неживых предметов. Между тем количество распространенных автомарок составляет порядка 70 штук, так что их запоминание неслабо развивает память. А главное: ваш сын переболеет страстью к авто в том возрасте, когда эта страсть не снижает интеллект, а повышает его (будем откровенны: «повернутость» взрослого мужика на «тачках» свидетельствует о его недалеком, мягко говоря, уме).

Особенно детям нравятся машины с животными на логотипах, например, Porsche (конь), Dodge (тур) и пр., – с них и начинайте. Уже где-то в 2 года и несколько месяцев ребенок перестает заворожено разглядывать машины. Ему это больше неинтересно, он в них разбирается лучше взрослых, и даже реклама какого-нибудь "навороченного" внедорожника оставляет его равнодушным. Еще не умея толком говорить (к примеру, Peugeot мальчик называет «ммм», неоднокартно подчеркивают соавторы), он знает Chance, SsanYong, Chery, Jilly, BYD, TAGAZ, не говоря уж о Subaru или Mercedes. Скоро чадо начнет вас поправлять, если вы ошибаетесь в определении марки той или иной «тачки». Итак, вы создали мощный задел для общения со сверстниками в детском саду. Ваш малыш будет у них крутым авторитетом.

Однажды соавторы этой книжки ужинали в окружении российских коллег с партнерами из Нидерландов. Голландцы не знали ни слова по-русски, их сопровождал переводчик. Но на длинный стол в московском кафе переводчика «не хватило», и нам пришлось разговаривать с соседями по столу самостоятельно. Разумеется, по-английски. Помним, как изумились гости, когда осознали, что не все за столом владеют английским хотя бы на бытовом уровне. Мы смущенно оправдывались: «У нас большая страна, и куда ни приедешь, везде хватает русского языка». На миг задумавшись, голландцы закивали: «Понимаем, это же нам приходится знать минимум по три языка, поскольку до Германии пять километров, а сразу за морем – Великобритания».

В наши дни немыслимо не владеть хотя бы разговорным английским – языком компьютерных программ и сетей. Ей-богу, неловко встречать в XXI веке человека, который шарахается при звуках английской речи, не в силах правильно прочитать надпись на этикетке и даже адрес электронной почты диктует с извращениями: «эс как доллар», «вэ галочкой», «русская ка»...

Возможно, нашим правнукам полезнее будет учить китайский, т.к. в ближайшие годы Поднебесная выйдет на 1-е место в мире по ВВП. А что? Японию китайцы уже «сделали», остались США. Но пока советуем с 2-х лет приучать малыша к английскому языку. Нет, мы не «долбить» английский в семье, ибо далеко не каждому родителю это по силам в традиционно моноязычной державе. Мы всего лишь хотим сделать привычным звучание английской речи для людей русской культуры. Начинать проще всего с какого-нибудь мультсериала, например, про дракончика Гоу-Гоу, Микки-Мауса или Чипа с Дейлом. Польза будет двойной: мультик-то вы найдете в Интернете, верно? Значит, ребенок, отсматривая серии, заодно овладеет компьютером. Например, малыш узнает, что для запуска мультика или его остановки нужно нажать клавишу пробела.

Ну, и само собой, если ваш телевизор принимает англоязычные телеканалы, включайте один из них в качестве звукового фона.

Пусть малыш знает, что всем известных животных можно называть не только «слоном» и «обезьяной», но также «элефант» и «манки».

Хотите тонкое наблюдение? Ребенок еще не умеет читать, а уже может научиться счету – хотя бы до 10. Представляете, какая это фора в жизни? Такие ребята чувствуют себя и в детсаду, и в начальной школе увереннее тех, кто со счетом не знаком. Цифры, арифметические знаки («+», «–», «х», «:», «=»), геометрические фигуры предстают со школьной доски не загадочными и враждебными, а знакомыми и понятными. Привычка к математике с первых лет развивает ум, прежде всего логическое мышление. К каркасу математики крепятся прочие точные науки.

Конечно, если заниматься с крохой так, как со школьниками 7–8 лет, ничего хорошего не выйдет: кроха закатит сцену и убежит строить дом из кубиков. Азы математики должны быть захватывающе интересны ребенку – не меньше игрушек. Поэтому рекомендуем приступать к делу во время прогулок, совмещайте приятное с полезным. У домов считаем этажи, у животных – носы и хвосты, лапы и уши. Поднимаясь на детскую горку, подсчитываем ступеньки. Считаем ступеньки и на пролетах в подъездах, когда отказываемся от лифта, занимаясь ОФП. Полезно считать металлические деньги – параллельно малыш будет кое-что узнавать об их покупательной способности: «Вот тебе мороженое, заплати-ка за него тете этими монетками».

Если мама или папа чуть-чуть «дружат» с иностранным языком, усложните упражнение: чередуйте русский счет со счетом «по-чужому». Очень скоро малыш одинаково бойко будет считать ступеньки так и этак: и «один, два, три, четыре, пять», и «уан, ту, фри, фо, файв». Даже если ребенок толком не научится до детского сада считать, получим мощный побочный эффект. По многоэтажным домам ваш гаврик по крайней мере научится сравнивать предметы: больше–меньше, выше–ниже. Скорее всего, в большом городе самым низеньким окажется детский сад, куда нашему гаврику скоро предстоит пойти.

Вы думаете, ребенок рождается со стремлением быть всюду первым? Ничего подобного. Если не объяснить юному велосипедисту, что он должен обогнать на соревновании сверстников, он и не станет никого обгонять. Малыш даже не поймет, что участвует в чемпионате двора по скоростному вождению трехколесных безмоторных транспортных средств. Как бы ни был силен физически ваш ребятенок, его обойдут те, кому родители целенаправленно прививают лидерские качества. Полностью лишенных этих качеств людей вы встречаете каждый день: это бомжи (в СССР их не было оттого, что даже бесполезные люди получали зарплату во всевозможных конторках за ничегонеделание).

Ребенка необходимо обучать мощным волевым усилиям. Он должен сам хотеть лепить и красить лучше, прыгать выше и дальше, бегать быстрее сверстников. Если человек не хочет быть первым, он никогда первым не станет. Иными словами, исключительно от родителей зависит, вырастет их отпрыск интеллектуалом и вожаком или превратится в бомжищу. Никакая бабушка или нянька маму и папу тут не заменит. Вот почему смысл жизни и счастье, вероятно, в том, чтобы родители гордились своими детьми (лидерами), а дети – своими родителями (лидерами).

Лидерством нужно заинтересовывать, вкус к лидерству надо будить, создавать. Помимо желания быть первым, лидерские качества включают в себя настойчивость и выносливость, которые развиваются путем упражнений, тренировок. Но вот еще о чем важно помнить: «Истинное лидерство предполагает терпеливое отношение к критике и упорное стремление к достижению желанной цели» (Эрик Шмидт)

«Терпеливое отношение к критике» – это умение сотрудничать, использовать других людей на пути к заветной цели. Не зря народ наш сложил поговорку «Один в поле не воин»! Человек – существо социальное, в одиночку невозможно добиться успеха ни в спорте, ни в науке, ни в бизнесе. Поэтому лидер смело окружает себя людьми куда более умелыми и умными, чем он сам.

Знаете, чем отличается лидер от начальника? «Начальник командует людьми, лидер учит их. Начальник полагается на власть, лидер – на добрую волю. Начальник вызывает в людях страх, лидер – воодушевление. Начальник говорит "я", лидер говорит "мы". Начальник ругает за неполадки, лидер справляется с ними. Начальник знает, как надо работать, лидер – показывает, как надо. Начальник говорит: "Идите", лидер – "Пойдём!"» (Эдвард Маккензи).

Лидер должен превосходить окружающих не только тупым стремлением к победе, но также знанием человеческой души, умением манипулировать (не побоимся этого слова) окружающими, огромной общей эрудицией (география, анатомия, математика, физика, история и т.д.).

Не скупитесь на развивающие игрушки и диски, книжки и раскраски, вырезки и наклейки. Водите малыша в цирк и ботанический сад, в дельфинарий и на кубок мира (хоть по прыжкам в воду, хоть на хоккей-футбол или волейбол-баскетбол). Чаще катайте чадо разными видами транспорта: прогулка на катере или по высотному монорельсу запомнятся на всю жизнь. А парки аттракционов? Нынче они мало напоминают убогие качели-карусели с колесами обозрения советских времен. К вашим услугам и каноэ, и зорбы, и электроциклы.

...Кстати, полиграфическое исполнение книжки «Как воспитывать ребенка до детского сада» по-«эксмошному» фирменное – тут и белейшая бумага страниц, и суперобложка, и четкие шрифты, к тому же цветные.
В общем, беритесь за секреты-откровения поскорее. Малыш-то растет не по дням, а по часам, поэтому главный наш совет: не жалейте времени на воспитание. Это время поистине бесценно. К тому же соавторы, стесненнные издательскими рамками, не упомянули и 10% того объема, который следует знать любому родителю.

В добрый путь, читатель, и огромных вам воспитательных удач!


Эта статья / новость опубликована на сервере MedLinks.ru
URL статьи / новости http://www.medlinks.ru/article.php?sid=54694
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru