10 декабря 2013 года в рамках XX Международной специализированной выставки «Аптека 2013» прошел Круглый стол Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) «Сценарий дорожной карты аптечной деятельности». Как для выставки «Аптека», так и для РААС, этот год стал юбилейным. Российской Ассоциации аптечных сетей в этом году исполнилось 10 лет.
РААС вступает в новое десятилетие с амбициозными планами, в связи с чем
Исполнительный директор Ассоциации Нелли Игнатьева, как модератор круглого
стола, призвала всех коллег - докладчиков и гостей мероприятия – задуматься о
необходимости создания дорожной карты, регулирующей фармацевтическую сферу
России, которая находится сегодня в сложном положении.
Обзор текущего состояния фармацевтического розничного рынка представил
Николай Беспалов. Главный редактор газеты «Фармацевтический вестник» отметил,
что за последние месяцы произошли значительные изменения.
Ситуация на рынке и возможность его роста определяется 3 основными факторами,
такими как вывод на рынок новых торговых марок, выявление потребительских
предпочтений, индекс цен Фишера (инфляция). Беспалов отметил сокращение
натурального потребления лекарственных препаратов - почти на 3% , поскольку
потребители стали покупать более дорогие препараты, которые необходимы в меньших
объемах.
В рамках доклада были проанализированы средние темпы роста аптечных сетей разных
категорий (федеральные, мультирегиональные, локальные, аптечные ассоциации) в
денежном выражении, на основании чего были сделаны следующие выводы:
• Федеральные сети растут темпами ниже рыночных в отношении как
лекарственного ассортимента, так и нелекарственного.
• Наибольшими темпами роста характеризуются локальные аптечные сети и аптечные
ассоциации.
• Локальные сети показывают наивысшие темпы роста продаж по нелекарственному
ассортименту.
При этом в крупных аптечных сетях сокращается доля нелекарственного
ассортимента и растёт доля ОТС продукции, мультирегиональные (и локальные) сети
наращивают долю ЛП в т.ч. за счёт льготного ассортимента, а локальные сети
наращивают долю нелекарственного ассортимента и ОТС продукции.
В ходе круглого стола не раз затрагивалась тема рентабельности. Николай
Беспалов на основе динамики розничных наценок на основные группы аптечных
товаров (ЛС, БАД, косметика) заключил, что продажи косметики более чем в 3 раза
рентабельнее продажи ЛС и в 2,5 раза рентабельнее продажи БАД. Уровень наценки
на косметику и БАД повышается, и снижается он на лекарственные средства (при
этом продажи косметики и БАД ограничены потребительским спросом и конкуренцией с
неаптечной розницей).
Юлия Нечаева - Директор отдела стратегических исследований DSM Group
продолжила тему и проинформировала о тенденциях развития рынка и прогнозах на
будущее.
Юлия представила данные DSM Group, по которым по итогам 9 месяцев 2013 года
произошел рост рынка в среднем на 12,7% (рост в государственном секторе ГЛС –
9,9%, рост в коммерческом секторе парафармацевтики – 14%, рост в коммерческом
секторе ГЛС – 13,6%). При этом коммерческий сегмент составляет по оценкам 74%
фармрынка России.
Основными факторами роста коммерческого рынка являются 1) прирост за счет
изменения структуры (10,3%); 2) инфляционный прирост (3,9%) и 3) прирост за счет
упаковки (-0,8%). Наибольший вклад в рост рынка вносит изменение структуры в
пользу дорогих препаратов (отмечается рост продаж в сегменте 150-500 рублей), в
то время как доля «дешевого» сегмента падает в натуральном объеме, но растет в
рублях.
Спикером так же была представлена статистика по присутствию отечественных и
иностранных производителей на российском фармацевтическом рынке. Так, по итогам
первого полугодия 2013 года на фармрынке России были реализованы 24 185 SKU, из
которых 10 060 – импортные препараты, а 14 125 – отечественные, и 12 040 брендов
ГЛС, из которых 4 060 – импортные, а 7 980 – отечественные. При этом больше 10
SKU продают лишь 185 (38%) отечественных производителей. Они же реализуют на
фармрынке продукцию на 78 млрд. рублей. Для сравнения – оставшиеся 305
отечественных производителей реализуют меньше 10 SKU и составляют 1,1% от объема
отечественных лекарств в рублях (продукция на 0,9 млрд. рублей).
По прогнозам DSM Group темпы проста рынка сохранятся и по итогам 2013 года
составят 7% для государственного сектора ГЛС, 15% для коммерческого сектора
парафармацевтики и 15% для коммерческого сектора ГЛС, в среднем – 13%.
Генеральный директор Аптечной сети «Первая помощь» Александр Семенов в ходе
своего выступления проанализировал эволюцию торговой марки аптечных сетей от СТМ
(собственной торговой марки) к ЕТМ (единой торговой марке), а также отметил
особенности продвижения СТМ в аптечном ритейле.
По словам руководителя, развитие подобных проектов целесообразно для крупных
игроков розничного фармацевтического рынка (более 100 аптек в сети) и направлено
на повышение рентабельности. В подтверждение своих слов Александр привел пример
реализации СТМ в «Первой Помощи» и отметил, что за последние 3 года оборот
компании вырос на 42%, в том числе благодаря продаже продуктов под собственным
брендом (проект развивается с 2011 года).
По мнению докладчика, объединение аптечных сетей в товарищество и выпуск ЕТМ
позволит увеличить маржинальную рентабельность с текущих 28% до 75%. Среди
основных преимуществ Александр назвал: дополнительный доход за счет снижения
себестоимости продукции при заказе большой партии товара у производителя и
«очищения» его стоимости от маркетинговых бюджетов, повышение лояльности
персонала, контроль качества продукции на всех стадиях производства, возможность
инновационных разработок и работу с ликвидным ассортиментом.
Одной из главных тем для аптечной розницы остается вопрос о том, насколько
целесообразна реализация лекарственных средств в продовольственных и продуктовых
сетях, и какой это может иметь результат. Свои аргументы привела Исполнительный
директор аптечной сети «Здоровые люди» Татьяна Аполонова.
В начале доклада делается акцент на том, что не следует слепо опираться на
лучший зарубежный опыт, не адаптируя его при этом под российскую
действительность. В США, например, гипермаркеты являются и медицинскими
отделениями, предоставляющими услуги по первичному обследованию здоровья
покупателя, в которых работают сотрудники с фармацевтическим образованием. Это
не аптечный отдел при гипермаркете, а аптечный гипермаркет.
В России же, по словам спикера, каждый год от самолечения умирает более 60
тысяч человек (58% выбирают самолечение, а не обследование врача, сопряженное с
большими временными и финансовыми затратами). В такой ситуации доступность
безрецептурных препаратов на полке супермаркета лишь усугубит ситуацию, приучив
покупателей к бесконтрольному потреблению лекарств, при этом без оказания
должной консультации фармацевтического специалиста, которую пациент всегда может
получить в аптеке.
Продовольственный магазин не сможет обеспечить продажу рецептурных
препаратов, так же как и не будет уверенности в качестве и правильном хранении
лекарств.
Исходя из потребностей и предпочтений покупателей, Татьяна Аполонова дает
рекомендации, как аптеки могут сохранить конкурентные преимущества перед
магазином: правильно выбирать географическое расположение и придерживаться
формата дрогери, повышать уровень аптечного сервиса и квалификацию сотрудников
(вводить в программу обучения вопросы реализации концепции ответственного
самолечения), обеспечивать конкурентоспособное ценообразование, контролировать
качества реализуемых товаров и повышать лояльность покупателей.
Далее в рамках круглого стола Управляющий партнер аптечной сети АСНА (Ассоциация
Независимых Аптек) Александр Кондратьев проинформировал о современных подходах к
организации взаимодействия участников фармацевтического рынка.
Докладчиком был представлен проект единой коммуникационной системы AlphaOne
по подключению региональных аптечных сетей и независимых аптек к системе
сервисов АСНА, позволяющей обеспечить высокий уровень интеграции одновременно со
всеми участниками фармацевтического рынка: покупателями, дистрибьюторами,
производителями, персоналом, регуляторами рынка.
Все аптеки партнеры сохраняют при этом полную финансовую и административную
независимость, получая возможность работы на оригинальном ПО АСНА - ТрейдФарма
7.3, сочетающим в себе передовые технологии по формированию потребности аптек,
заказ товара через торговую площадку, автозаказ, получение готовых электронных
накладных с розничными ценами. Также все аптеки-участники получают доступ к
кассовому модулю АСНА, через который осуществляется реализация маркетинговых
мероприятий в аптеках, основанная на централизованном категорийном управлении
ассортиментом АСНА.
В заключительной части модератор круглого стола Нелли Игнатьева затронула
актуальный на сегодняшний день вопрос регулирования дистанционной торговли
лекарственными средствами – через сеть Интернет и вендинговые аппараты.
В России ситуация в сфере обращения лекарственных средств такова, что,
несмотря на отсутствие правового статуса, реализация лекарственных препаратов
через Интернет фактически уже получила свое распространение, но при этом
отсутствует контроль за качеством реализуемых средств и легальностью торговых
операций. В связи с этим Совместная рабочая группа Минздрава и Экспертного
совета при Правительстве по лекарственному обеспечению населения готовит свои
предложения по совершенствованию системы онлайн-торговли лекарствами. Российская
ассоциация аптечных сетей так же представила свой проект поправок в ряд
действующих нормативно-правовых актов: № 61-ФЗ РФ «Об обращении лекарственных
средств», № 38-ФЗ РФ «О рекламе», № 2300-I - ФЗ РФ «О защите прав потребителей»,
№ 55 ПП РФ «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня
товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование
покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены
аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества,
не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы,
габарита, фасона, расцветки или комплектации», № 612 ПП РФ «Об утверждении
Правил продажи товаров дистанционным способом», № 1081-ПП РФ « О лицензировании
фармацевтической деятельности».