MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет


Дата публикации: 13-12-2013
Раздел: Фармакология и фармация

РААС провела круглый стол «Сценарий дорожной карты аптечной деятельности» в рамках выставки «Аптека 2013»


10 декабря 2013 года в рамках XX Международной специализированной выставки «Аптека 2013» прошел Круглый стол Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) «Сценарий дорожной карты аптечной деятельности». Как для выставки «Аптека», так и для РААС, этот год стал юбилейным. Российской Ассоциации аптечных сетей в этом году исполнилось 10 лет.

РААС вступает в новое десятилетие с амбициозными планами, в связи с чем Исполнительный директор Ассоциации Нелли Игнатьева, как модератор круглого стола, призвала всех коллег - докладчиков и гостей мероприятия – задуматься о необходимости создания дорожной карты, регулирующей фармацевтическую сферу России, которая находится сегодня в сложном положении.

Обзор текущего состояния фармацевтического розничного рынка представил Николай Беспалов. Главный редактор газеты «Фармацевтический вестник» отметил, что за последние месяцы произошли значительные изменения.

Ситуация на рынке и возможность его роста определяется 3 основными факторами, такими как вывод на рынок новых торговых марок, выявление потребительских предпочтений, индекс цен Фишера (инфляция). Беспалов отметил сокращение натурального потребления лекарственных препаратов - почти на 3% , поскольку потребители стали покупать более дорогие препараты, которые необходимы в меньших объемах.
В рамках доклада были проанализированы средние темпы роста аптечных сетей разных категорий (федеральные, мультирегиональные, локальные, аптечные ассоциации) в денежном выражении, на основании чего были сделаны следующие выводы:

• Федеральные сети растут темпами ниже рыночных в отношении как лекарственного ассортимента, так и нелекарственного.
• Наибольшими темпами роста характеризуются локальные аптечные сети и аптечные ассоциации.
• Локальные сети показывают наивысшие темпы роста продаж по нелекарственному ассортименту.

При этом в крупных аптечных сетях сокращается доля нелекарственного ассортимента и растёт доля ОТС продукции, мультирегиональные (и локальные) сети наращивают долю ЛП в т.ч. за счёт льготного ассортимента, а локальные сети наращивают долю нелекарственного ассортимента и ОТС продукции.

В ходе круглого стола не раз затрагивалась тема рентабельности. Николай Беспалов на основе динамики розничных наценок на основные группы аптечных товаров (ЛС, БАД, косметика) заключил, что продажи косметики более чем в 3 раза рентабельнее продажи ЛС и в 2,5 раза рентабельнее продажи БАД. Уровень наценки на косметику и БАД повышается, и снижается он на лекарственные средства (при этом продажи косметики и БАД ограничены потребительским спросом и конкуренцией с неаптечной розницей).

Юлия Нечаева - Директор отдела стратегических исследований DSM Group продолжила тему и проинформировала о тенденциях развития рынка и прогнозах на будущее.

Юлия представила данные DSM Group, по которым по итогам 9 месяцев 2013 года произошел рост рынка в среднем на 12,7% (рост в государственном секторе ГЛС – 9,9%, рост в коммерческом секторе парафармацевтики – 14%, рост в коммерческом секторе ГЛС – 13,6%). При этом коммерческий сегмент составляет по оценкам 74% фармрынка России.

Основными факторами роста коммерческого рынка являются 1) прирост за счет изменения структуры (10,3%); 2) инфляционный прирост (3,9%) и 3) прирост за счет упаковки (-0,8%). Наибольший вклад в рост рынка вносит изменение структуры в пользу дорогих препаратов (отмечается рост продаж в сегменте 150-500 рублей), в то время как доля «дешевого» сегмента падает в натуральном объеме, но растет в рублях.

Спикером так же была представлена статистика по присутствию отечественных и иностранных производителей на российском фармацевтическом рынке. Так, по итогам первого полугодия 2013 года на фармрынке России были реализованы 24 185 SKU, из которых 10 060 – импортные препараты, а 14 125 – отечественные, и 12 040 брендов ГЛС, из которых 4 060 – импортные, а 7 980 – отечественные. При этом больше 10 SKU продают лишь 185 (38%) отечественных производителей. Они же реализуют на фармрынке продукцию на 78 млрд. рублей. Для сравнения – оставшиеся 305 отечественных производителей реализуют меньше 10 SKU и составляют 1,1% от объема отечественных лекарств в рублях (продукция на 0,9 млрд. рублей).

По прогнозам DSM Group темпы проста рынка сохранятся и по итогам 2013 года составят 7% для государственного сектора ГЛС, 15% для коммерческого сектора парафармацевтики и 15% для коммерческого сектора ГЛС, в среднем – 13%.

Генеральный директор Аптечной сети «Первая помощь» Александр Семенов в ходе своего выступления проанализировал эволюцию торговой марки аптечных сетей от СТМ (собственной торговой марки) к ЕТМ (единой торговой марке), а также отметил особенности продвижения СТМ в аптечном ритейле.

По словам руководителя, развитие подобных проектов целесообразно для крупных игроков розничного фармацевтического рынка (более 100 аптек в сети) и направлено на повышение рентабельности. В подтверждение своих слов Александр привел пример реализации СТМ в «Первой Помощи» и отметил, что за последние 3 года оборот компании вырос на 42%, в том числе благодаря продаже продуктов под собственным брендом (проект развивается с 2011 года).

По мнению докладчика, объединение аптечных сетей в товарищество и выпуск ЕТМ позволит увеличить маржинальную рентабельность с текущих 28% до 75%. Среди основных преимуществ Александр назвал: дополнительный доход за счет снижения себестоимости продукции при заказе большой партии товара у производителя и «очищения» его стоимости от маркетинговых бюджетов, повышение лояльности персонала, контроль качества продукции на всех стадиях производства, возможность инновационных разработок и работу с ликвидным ассортиментом.

Одной из главных тем для аптечной розницы остается вопрос о том, насколько целесообразна реализация лекарственных средств в продовольственных и продуктовых сетях, и какой это может иметь результат. Свои аргументы привела Исполнительный директор аптечной сети «Здоровые люди» Татьяна Аполонова.

В начале доклада делается акцент на том, что не следует слепо опираться на лучший зарубежный опыт, не адаптируя его при этом под российскую действительность. В США, например, гипермаркеты являются и медицинскими отделениями, предоставляющими услуги по первичному обследованию здоровья покупателя, в которых работают сотрудники с фармацевтическим образованием. Это не аптечный отдел при гипермаркете, а аптечный гипермаркет.

В России же, по словам спикера, каждый год от самолечения умирает более 60 тысяч человек (58% выбирают самолечение, а не обследование врача, сопряженное с большими временными и финансовыми затратами). В такой ситуации доступность безрецептурных препаратов на полке супермаркета лишь усугубит ситуацию, приучив покупателей к бесконтрольному потреблению лекарств, при этом без оказания должной консультации фармацевтического специалиста, которую пациент всегда может получить в аптеке.

Продовольственный магазин не сможет обеспечить продажу рецептурных препаратов, так же как и не будет уверенности в качестве и правильном хранении лекарств.

Исходя из потребностей и предпочтений покупателей, Татьяна Аполонова дает рекомендации, как аптеки могут сохранить конкурентные преимущества перед магазином: правильно выбирать географическое расположение и придерживаться формата дрогери, повышать уровень аптечного сервиса и квалификацию сотрудников (вводить в программу обучения вопросы реализации концепции ответственного самолечения), обеспечивать конкурентоспособное ценообразование, контролировать качества реализуемых товаров и повышать лояльность покупателей.
Далее в рамках круглого стола Управляющий партнер аптечной сети АСНА (Ассоциация Независимых Аптек) Александр Кондратьев проинформировал о современных подходах к организации взаимодействия участников фармацевтического рынка.

Докладчиком был представлен проект единой коммуникационной системы AlphaOne по подключению региональных аптечных сетей и независимых аптек к системе сервисов АСНА, позволяющей обеспечить высокий уровень интеграции одновременно со всеми участниками фармацевтического рынка: покупателями, дистрибьюторами, производителями, персоналом, регуляторами рынка.

Все аптеки партнеры сохраняют при этом полную финансовую и административную независимость, получая возможность работы на оригинальном ПО АСНА - ТрейдФарма 7.3, сочетающим в себе передовые технологии по формированию потребности аптек, заказ товара через торговую площадку, автозаказ, получение готовых электронных накладных с розничными ценами. Также все аптеки-участники получают доступ к кассовому модулю АСНА, через который осуществляется реализация маркетинговых мероприятий в аптеках, основанная на централизованном категорийном управлении ассортиментом АСНА.

В заключительной части модератор круглого стола Нелли Игнатьева затронула актуальный на сегодняшний день вопрос регулирования дистанционной торговли лекарственными средствами – через сеть Интернет и вендинговые аппараты.

В России ситуация в сфере обращения лекарственных средств такова, что, несмотря на отсутствие правового статуса, реализация лекарственных препаратов через Интернет фактически уже получила свое распространение, но при этом отсутствует контроль за качеством реализуемых средств и легальностью торговых операций. В связи с этим Совместная рабочая группа Минздрава и Экспертного совета при Правительстве по лекарственному обеспечению населения готовит свои предложения по совершенствованию системы онлайн-торговли лекарствами. Российская ассоциация аптечных сетей так же представила свой проект поправок в ряд действующих нормативно-правовых актов: № 61-ФЗ РФ «Об обращении лекарственных средств», № 38-ФЗ РФ «О рекламе», № 2300-I - ФЗ РФ «О защите прав потребителей», № 55 ПП РФ «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», № 612 ПП РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», № 1081-ПП РФ « О лицензировании фармацевтической деятельности».



Источник:

Эта статья / новость опубликована на сервере MedLinks.ru
URL статьи / новости http://www.medlinks.ru/article.php?sid=57089
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru